В том же 1776 г. Томас Джефферсон написал Декларацию независимости США. При этом он учитывал некоторые из лучших философских идей эпохи Просвещения. Томас Пейн, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Дэвид Юм, – нельзя было и мечтать о более прекрасных истоках. А вот и еще более теплое и звучное свидетельство:
К сожалению, этот энтузиазм не относился к коренным американцам или привезенным африканцам, во всех тринадцати штатах считавшихся рабами. Действительно, к этому времени в штате Виргиния проживало более 187 000 рабов, а в Джорджии больше 60 % населения были рабами (цифры 1770 г.). При этом англичане, запоздало пытавшиеся отвоевать американские колонии, и не остановились даже перед тем, что сжечь в 1814 г. Белый дом, не боролись за освобождение рабов. Так же, как и французы, которые помогли изгнать англичан: их собственная эпоха «Свободы, Равенства, Братства» наступила только через тринадцать лет после американской независимости.«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью».
Но рассмотрим Декларацию во всей ее красе. Не случайно эти само собой разумеющиеся слова напоминают математические аксиомы (прямо как философия еврейско-голландского пантеиста – если не атеиста – Спинозы; в этом смысле неосознанное влияние). На таких аксиомах можно построить абстрактные истины, выходящие далеко за пределы их основного происхождения. Действительно, рост Америки можно увидеть в этой математической метафоре. Сложнейшая структура, воплощающая сегодня идею западной либеральной демократии, исходит из признания первоначального видения Джефферсона.
Для американцев и в той или иной степени для их союзников, а также для всего свободного мира эти само собой разумеющиеся основы олицетворяют то, каким должно быть общество. Они выступают в качестве морального императива. А общества, отклоняющиеся от этих основ, непременно воплощают зло. Такое зло, которое совпадает по характеристикам, данным Рейганом «империи зла» – России, и данным Рузвельтом нацистам, «врагам всякого закона, всякой свободы, всякой морали, всякой религии». Такое зло, которое сродни описанию войны Миллером в фильме «В петле»:
При этом, американцы живут в стране, где все граждане (за исключением коренных американцев) из иммигрантских семей, большинство даже всего три поколения после прибытия из «родной страны». Здесь кроется ответ на вопрос, почему американцы, в целом дружелюбный общительный народ, часто за несколько минут разговора показывают иностранцу,«однажды побывав на войне, однажды увидев ее, ты больше никогда не захочешь туда идти, только если тебе это чертовски нужно… Она как Франция».
• во-первых, какие они американцы (а ты нет!);
• во-вторых, насколько они ирландцы / евреи / турки и т. д.
В этом парадоксе нет никакого противоречия. Патриотизм невозмутим и гораздо сильнее, чем в большинстве стран Старого Света; и он должен быть таким, поскольку сосуществует с глубокой «этнической» привязанностью, в основном, к Старому Свету. Мы всегда должны об этом помнить, говоря об империи США. Еще до того, как Америка стала нацией, участники Бостонского чаепития надели костюмы коренных американцев, даже если они сами называли их красными индейцами.
Как и в случае с англичанами в XIX в., многие говорят, что если кто-то и должен был стать главарем стаи в XX в., то это, вероятно, американцы. Естественно, как и в случае с англичанами, в этом утверждении есть просчеты. Тем не менее американцы все же одержали верх – в первую очередь нарушив равновесие в двух мировых войнах, взяв на себя роль мировой сверхдержавы в противостоянии Советам и распространении поп-культуры по всему миру. Многие негодовали и смотрели свысока на культуру «Кока-Колы», но нельзя отрицать, что она стала и популярной, и доступной, ни в коем случае не элитарной, и многим это нравилось.
Именно эта нация подарила миру не только кока-колу, но и голливудские фильмы, гамбургеры, жевательную резинку, суматоху вокруг выборов президента США и другие великие состязания. Ни одна другая страна не осмелилась бы ежегодно проводить «мировую серию» между двумя собственными командами [Признаю ошибку. Команда Toronto Blue Jays из Канады – единственный международный участник этого «мирового» события. И даже дважды победитель].
Американские выборы президента и их результаты – современное воплощение джефферсоновской демократии. Достаточно обратить внимание на сегодняшние результаты [писал во времена Трампа]. Однако следует иметь в виду, что даже благородный Джефферсон счел необходимым написать «Заметки о штате Виргиния». По словам Алана Дугаткина, американского эксперта в сфере человеческого поведения, Джефферсон написал эту работу
Американский философ XIX в. Томаса Дьюи, отбросив все предубеждения, двинулся ближе к истине. Он понял, что, несмотря на присутствовавшее неравенство, дух демократии царил во всех сферах американской жизни. Дьюи признавал, что«в ответ на мнение некоторых влиятельных европейцев, которые считали, что национальная флора и фауна Америки, включая людей, выродилась».
В Америке индивидуализм сосуществует с преувеличенным стремлением к успеху. Французский революционный лозунг «Свобода, Равенство, Братство» (который остается национальным девизом и по сей день) – не что иное, как противоречие. Свобода, в конце концов, обгоняет равенство. Американский образ жизни признает этот факт. Даже если у всех будет одинаковый старт в жизни, кто-то обязательно выиграет гонку. В XX в. Америка выиграла гонку. Победители редко пользуются популярностью. Я помню, как в студенческие годы путешествовал по Европе, где один американский студент спросил меня: «почему они все так ненавидят нас, американцев?» И я не нашелся, что сказать, кроме как: «в прошлом столетии именно мы, англичане, командовали в курятнике, и нас искренне ненавидели во всем мире за это достижение. Теперь ваша очередь».«демократия – нечто большее, чем просто форма правления, это форма совместной жизни, форма обмена опытом».
Возникает вопрос: что такое империя США?
В 1776 г. тринадцать штатов, провозгласивших независимость, расположились непрерывной линией на восточном побережье от Мэна до Джорджии на тысячу шестьсот километров. Границы штатов вглубь материка уходили в среднем на триста двадцать километров, где-то чуть больше, где-то чуть меньше. К северу располагалась недавно отвоеванная англичанами у французов Восточная Канада, после расширения включавшая в себя весь район Великих озер, а также территории, ныне занятые Огайо, Иллинойсом, Мичиганом и другими штатами.
К западу от первых штатов, дальше по Атлантическому побережью располагалась обширная территория, достигавшая в ширину тысячу двести километров, французской Луизианы, простиравшаяся на северо-запад от Нового Орлеана до территории нынешней Канады. На юге находилась испанская Флорида. Остальная территория, ныне занятая США, принадлежала Испании, включая нынешние Калифорнию, Нью-Мексико и Техас. Аляска и береговая линия, протянувшаяся на юг более чем на восемьсот километров, принадлежали Российской Империи.
В совокупности тринадцать штатов населяли около два с половиной миллиона человек, включая рабов и коренных американцев, живших на отведенных территориях. Тогда страна занимала меньше одной десятой территории нынешних США.
Русские считали Сибирь и Аляску частью своей империи. США же расширила свои территории за счет экспансии на Запад.
Есть ли разница между этими двумя экспансиями?
Казалось бы, они одинаковы. Обе экспансии несли разрушение или способствовали переселению коренных народов, на место которых пришли новопоселенцы (колонисты). Существенное отличие все же есть: США фактически купили два серьезных ломтя своей территории.
В 1803 г. Джефферсон выкупил у Наполеона всю территорию Луизианы за 15 миллионов долларов. Если переводить на современную валюту, то от 300 миллионов долларов до 1,2 триллиона, в зависимости от того, какое федеральное ведомство делает расчет. Может, они и могли поторговаться, ведь сумма все же огромная, но Наполеону срочно понадобились деньги, чтобы финансировать войны в Европе. Возникла одна загвоздка: в Америке не хватало средств. Но Джефферсон понимал, что покупка Луизианы закладывала будущее великой нации. Поэтому он обратился в Лондонский банк братьев Бэринг, чей финансовый опыт помог справиться с выплатой. Треть предполагалось заплатить в американским золоте, все остальное – государственными облигациями, первыми ценными бумагами, выпущенными американским правительством на международный рынок. Банк договорился с французами и согласился выкупить облигации у французского правительства в обмен на наличные. Затем банк продал облигации покупателям на рынках Лондона и Амстердама, чтобы окупить расходы (и, конечно же, получить прибыль).
Дело было рискованным, но финансовая сфера на них и зиждется. Верили ли люди в будущее Америки до такой степени, что готовы были выплачивать проценты по этим облигациям и примерно через десять лет выкупить их? Банк братьев Бэринг представлял клиентам так, что вроде бы обе стороны в выигрыше. Покупка Луизианы удвоила размеры страны. Облигации вскоре окупились: люди начали верить в Америку. (Даже если девять лет спустя англичане сожгли Белый дом и попытались взять реванш).
Спустя чуть больше полувека после покупки Луизианы, госсекретарь США Уильям Сьюард купил еще один огромный кусок земли для Америки. В 1867 г. он приобрел Аляску у Российской империи за 7 миллионов 200 тысяч долларов. Русские нуждались в деньгах, чтобы оплатить потери Крымской войны, но и финансы Америки после Гражданской войны пребывали в беспорядке. Над покупкой неизведанной территории стали насмехаться, и вскоре прозвали ее «глупостью Сьюарда». Шаг Сьюарда оказался стратегически верным – ведь Аляска могла попасть в руки англичан. Однако, в отличие от покупки Луизианы, стратегическая победа Сьюарда повлекла за собой финансовые потери. Расходы на покупку в пересчете на современные доллары меньше того, что федеральное правительство получило от Аляски за 150 лет с момента покупки. Вопреки современной мудрости (как в США, так и за их пределами), деньги – это еще не все, даже если речь идет об Америке.
К этому времени США отняли Калифорнию у Мексики (1847). Техас также отказался от мексиканского правления в 1836 г., но вместо этого решил стать независимой республикой. Республика просуществовала десять лет, пока Конгресс ее не аннексировал. Затем, в 1861 г., началось самое тяжелое внутреннее событие в истории Америки – Гражданская война (1861–1865 гг.). Юг с преобладающим сельским хозяйством в экономике использовал рабов на хлопковых плантациях, в то время как все штаты индустриального севера отменили рабство в 1804 г. Дело дошло до того, что Конфедеративные Штаты на юге пригрозили отделиться, в результате чего вспыхнула война.