25 июня 1950 года подразделения северной Корейской народной армии (КНА) вторглись на территорию Республики Корея и начали активно продвигаться вперед. 175 000 северян имели 150 танков и более 170 самолётов. Армия южан насчитывала около 90 000 человек, а о самолетах и танках можно не упоминать, поскольку их количество было мизерным. Правительство КНДР оправдывало свои действия заявлением об отражении атаки южан, которой на самом деле не было. Северяне планировали закончить завоевание Юга к середине августа 1950 года, для чего им нужно было каждый день продвигаться вперед на 10–15 километров.
Первое наступление Корейской народной армииНа первом этапе войны примерно так оно и было. 28 июня северяне взяли Сеул, а 20 июля — Тэджон. К концу августа 1950 года Корейская народная армия завладела почти всей территорией Республики Корея, за исключением так называемого Пусанского плацдарма, граница которого проходила через Масан, Тэгу, Кёнджу и Пхохан. Республиканская армия, усиленная поспешно переброшенной на юг американской дивизией, не могла противостоять натиску северян. Казалось, что в ближайшие дни весь полуостров станет «красным».
Контрнаступление Объединенных войск в сентябре-ноябре 1950 годаПрямое участие США в боевых действиях на полуострове было политически неразумным, поскольку оно могло быстро перерасти в конфликт между США и советско-китайской коалицией, что означало бы начало Третьей мировой войны. 7 июля 1950 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию о военной помощи Республике Корея силами международного контингента из военных подразделений шестнадцати государств. Главнокомандующим Вооруженными силами ООН в Корее стал американский генерал Дуглас Макартур, командовавший оккупационными войсками союзников в Японии. Основу международного контингента составляли подразделения США, на долю которых приходилось 88 % сухопутных войск ООН, 83 % морских сил и 98 % авиации.
Быстрая переброска войск ООН на юг изменила соотношение сил в пользу южан. В сентябре 1950 года объединенные войска Республики Корея и ООН насчитывали 180 000 человек, что было в 2,5 раза больше численного состава противостоящих им сил КНА. В воздухе и на море южане также обладали значительным преимуществом, причем их превосходство продолжало возрастать — постоянно прибывало пополнение. В результате успешного контрнаступления к 1 октября 1950 года Объединенные войска дошли до 38-й параллели, а 24 октября вышли к западной части корейско-китайской границы у города Чхосан.
25 октября в войну на стороне КНДР вступили регулярные силы китайской армии, которые дипломатично назывались «китайскими добровольцами». Командовал ими опытный военачальник Пэн Дэхуай. Пять китайских стрелковых корпусов и три артиллерийские дивизии, усиленные советскими авиационными подразделениями (советские летчики воевали под китайскими именами), снова изменили ход войны. В ходе наступления войска Северной коалиции продвинулись ниже 38-й параллели и в январе 1951 года заняли Сеул, Инчхон, Сувон и ряд других городов.
В результате ответного наступления Объединенных войск Сеул был отбит 27 января 1951 года, однако развить успех и продвинуться далеко на север не удалось. «Хождения взад-вперед» вызывали раздражение у генерала Макартура, человека решительного, привыкшего всегда полагаться на силу. Он предлагал вторгнуться на территорию Китайской Народной Республики, для чего собирался привлечь вооруженные силы гоминьдана, находившиеся на Тайване. Также Макартур требовал нанесения ядерных ударов по КНР. Такие действия могли бы привести к началу мировой войны, поэтому в апреле 1951 года президент США Гарри Трумэн заменил генерала Макартура на генерала Мэтью Риджуэя, ранее командовавшего Восьмой армией США, которая сражалась на Корейском полуострове. Одновременно Риджуэй стал главнокомандующим союзными оккупационными войсками в Японии.
Дальнейшие военные действия стали «топтанием» около 38-й параллели. Обе стороны наращивали силы. К середине 1951 года численность Объединенных войск дошла до 550 000 человек. Точные данные о силах Северной коалиции до сих пор неизвестны, но можно предположить, что их количество превышало 1 200 000 человек. Помимо сил КНДР летом 1951 года в состав Северной коалиции входили 52 китайские стрелковые дивизии и 12 «советско-китайских» авиационных дивизий. Превосходство северян в живой силе компенсировалось техническим превосходством южан.
В июле 1951 года в захваченном северянами Кэсоне начались переговоры по заключению перемирия между КНДР и командованием сил ООН. Делегацию северян возглавлял начальник Генерального штаба КНА Нам Иль, а старшим делегатом ООН был главнокомандующий ВМС США на Дальнем Востоке генерал Чарльз Тернер Джой.
У многих на Юге, в том числе и у президента Ли Сынмана и его сторонников, мирные переговоры в условиях, когда часть территории Республики Корея была захвачена северянами, вызывало недовольство. Под давлением корейского правительства переговоры были прекращены, и 18 августа 1951 года началось очередное наступление Объединенных войск, которые стремились к гораздо большему, чем возврат захваченных противником территорий. Конечной целью наступления была северная столица Пхеньян.
Наступление оказалось неудачным, оно «захлебнулось» к середине сентября, но уже 29 сентября было начато новое наступление, которое тоже закончилось ничем. Пришлось возобновить переговоры, которые перенесли в Пханмунджом, небольшой городок, ныне известный каждому корейцу (и не только корейцу).
[Город Пханмунджом, находящийся в 52 километрах от Сеула и в 147 километрах от Пхеньяна, является местом для проведения переговоров между двумя странами Корейского полуострова. Территория, на которой находится Пханмунджом, называется «объединённой зоной безопасности».]
Переговоры в Пханмунджоме, начавшиеся 25 октября 1951 года, продолжались до 8 октября 1952 года и на протяжении этого периода Объединенные войска несколько раз пытались прорвать фронт, но не смогли этого сделать. 14 октября 1952 года началось новое наступление Объединенных войск, сопровождавшееся массовыми бомбардировками, как на линии фронта, так и в глубоком тылу северян. К концу ноября стало ясно, что наступление провалилось. Следующая попытка была предпринята в конце января 1953 года, но и это наступление не имело успеха.
На действия южан северяне ответили серией наступлений в мае-июле 1953 года. Некоторый успех этих наступлений ускорил заключение перемирия, соглашение о котором было подписано 27 июля 1953 года в Пханмунджоме представителями КНДР, КНР и Вооруженных сил ООН. Глава республиканской делегации, прекратившей участие в переговорах 25 мая 1953 года, генерал Чхве Доксин присутствовал при подписании Соглашения, но сам его не подписал. Правительство Ли Сынмана выступало за продолжение войны до полного объединения Кореи под Тхэгыкки.
Граница между Севером и Югом была зафиксирована в районе 38-й параллели, а возле неё образовали демилитаризованную зону. Формально граница между КНДР и Республикой Корея по сегодняшний день является линией фронта, поскольку после Соглашения о перемирии 1953 года мирный договор так и не был подписан. Результат перемирия не устраивает обе стороны.
Американские войска остались в Республике Корея в качестве миротворческого контингента.
В ходе войны в Республике Корея была разрушена половина всех зданий и уничтожено около 70 % промышленных предприятий. Национальная валюта обесценилась в 11 раз, из-за чего в феврале 1953 года пришлось проводить денежную реформу, заменившую вону на хван [Хван был денежной единицей Республики Корея в 1953–1962 годах, а затем вернулась вона] в соотношении 100 к 1. Общий экономический ущерб, нанесенный Республике Корея войной, составил 3 миллиарда долларов США (в ценах того времени). Положение государства ухудшало большое количество беженцев с Севера. В столь тяжелых условиях правительство Ли Сынмана продемонстрировало свою несостоятельность.