Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, регионах и народах планеты. Здесь каждый может сказать свою правду!

Янтарная комната

Янтарная комната

Новое сообщение Richthofen » 26 окт 2012, 18:03

Янтарная комната – величайшее сокровище России, утраченное в годы Великой Отечественной войны. Ей посвящены десятки документальных и художественных произведений, тысячи очерков и телепередач. Ее именем называются международные конференции, связанные с судьбами утраченных культурных ценностей, поисковые экспедиции и государственные выставки. Версии о ее нынешнем местонахождении продолжают поступать во все инстанции – от отдела по поискам культурных ценностей до центральных государственных органов.
Вспомним ее сложную историю. В 1701 году по заданию прусского короля Фридриха I янтарных дел мастер Готтфрид Вольфрам начинает работу над Янтарным кабинетом. В 1713 году новый король Фридрих Вильгельм I прекратил финансирование «ненужной затеи» и в 1716 году подарил его Петру I.
Новый период в истории Янтарного кабинета начался в 1740‑х годах, когда при правлении императрицы Елизаветы Петровны строился новый Зимний дворец. Там же по ее указанию должен был разместиться и Янтарный кабинет. В 1755 году в Царском Селе – летней резиденции российских самодержцев – производились большие работы по созданию роскошного дворцово‑паркового ансамбля. Тогда же вспомнили и о Янтарном кабинете, панели которого решено было переместить в Царское Село и превратить в парадный Янтарный зал. К 1770 году работы по созданию теперь уже Янтарной комнаты были завершены. В последующие годы она претерпела несколько реставраций, в том числе и со снятием некоторых фрагментов убранства.
В ночь на 17 сентября 1941 года фашистские войска заняли город Пушкин (бывшее Царское Село). Часть экспонатов была вывезена. Янтарная же комната, большая часть музейных ценностей и библиотечных коллекций были оставлены на произвол судьбы.Ранее закрытые немецкие архивы гласят: «Из‑за плохих условий хранения и угрозы разрушения здания уполномоченный армии граф Сольмс отобрал и вывез самые ценные из оставшихся КХЦ (культурно‑художественные ценности). Им демонтирована и перевезена в Кенигсберг Янтарная комната». За плечами тех, кто отдавал приказ о демонтаже Янтарной комнаты, и непосредственных исполнителей этой акции стояли более влиятельные фигуры фашистского рейха – тогдашний гаулейтер и оберпрезидент Восточной Пруссии Эрих Кох. Пользуясь дружескими отношениями с командующим немецкими войсками, окружавшими тогда Ленинград, фельдмаршалом Георгом Кюхлером, Эрих Кох не упускал возможности заполучить культурные ценности пригородных дворцов и парков тогдашнего Ленинграда. Особую заботу он проявил о приобретении Янтарной комнаты, ценность которой ему была известна от директора художественных собраний Кенигсберга доктора Альфреда Роде.
Янтарная комната оказалась в Кенигсберге. Это документально подтверждено и сомнений не вызывает. Естественно, плафон (потолок) с живописным изображением под названием «Мудрость, охраняющая юность от соблазнов любви», выполненным неизвестным венецианским художником (некоторые источники называют Фантебакко), не подлежал перевозке и утрачен навсегда. Там же, в Екатерининском дворце, во время оккупации был уничтожен и фриз (верхняя часть стены под карнизом). Точно известно, что в Кенигсберг с основным составом Янтарной комнаты не прибыли двери. Их удалось воссоединить с янтарными панелями только после настойчивых запросов доктора А. Роде.
Абсолютно точно установлено, что Янтарная комната с декабря 1941 года находилась в Орденском замке Кенигсберга и была частично выставлена для обозрения на третьем этаже его южного флигеля в комнате № 37.На размещенную в Орденском замке Кенигсберга Янтарную комнату были и другие претенденты. Так, военные хотели ее получить для военного музея в Бреслау (Вроцлав, Польша), а восточное министерство рейхслейтера А. Розенберга пыталось вывезти шедевр для украшения «колониального» музея. Не остался к ней равнодушным и Г. Геринг, мечтавший разместить янтарные панели в своем дворце Каринхалле. Все эти попытки решительно пресекал Кох.
С первых дней экспозиции Янтарной комнаты в Орденском замке Кенигсберга ее опекал доктор Альфред Роде – директор художественных собраний Кенигсберга. Фрагментарно собранную Янтарную комнату осматривали высокопоставленные чиновники из Берлина и других городов Германии, работники культуры, дипломаты и журналисты.
В марте 1944 года в Орденском замке Кенигсберга случился пожар, который частично уничтожил и выставочные коллекции, однако Янтарная комната не пострадала, если не считать образовавшийся на янтаре легкоустранимый белый налет. И все же после этого пожара Янтарная комната была демонтирована и упакована в ящики. Свидетельства Гебхардта Штрауса подтверждают другие источники. Именно с этого момента в нашем повествовании будут присутствовать уже не янтарные панели, а ящики с янтарным содержимым.
Версий, заявлений, свидетельств, показаний и предположений существует великое множество. Остановимся лишь на тех, которые имеют документальные подтверждения.Свидетельствует бывший директор ресторана «Блютгерихт» Пауль Файерабенд (запись сделана 2 апреля 1946 года): «После того, как Кенигсберг в августе 1944 года был бомбардирован, Янтарную комнату (ящики) перенесли в Орденский зал, который помещался под рестораном. Упакованная в многочисленные ящики комната оставалась там до начала штурма Кенигсберга. Роде много раз говорил мне, что комната должна быть увезена в Саксонию, но вследствие многочисленных транспортных затруднений это не могло быть осуществлено. В конце марта 1945 года замок посетил гаулейтер Кох. Он сделал доктору А. Роде серьезный выговор, что тот оставил в замке упакованную Янтарную комнату. Кох хотел позаботиться о немедленном вывозе, но жестокая боевая обстановка уже не допустила вывоза. Упакованная комната осталась стоять в Орденском зале…» Вот еще свидетельства П. Файерабенда, сделанные при второй встрече с ним 2 апреля 1946 года: «…В июле 1944 года во двор замка пришли две машины, высоко нагруженные ящиками. Некоторые маленькие ящики были сгружены в музее «Пруссия», остальные остались на машинах. Я спросил доктора, что за гигантские ящики лежат на машинах. Роде сказал мне, что это янтарные стены из России… На следующий день машины с грузом ушли. Около полудня Роде пришел ко мне купить несколько бутылок вина в запас на дорогу, он должен был уехать на несколько дней. Он действительно после этого отсутствовал три недели. По возвращении Роде рассказал мне, что был в каком‑то большом имении и там много поработал. Это путешествие доктора несомненно состоялось в связи с нагруженными машинами. Место и название имения Роде мне не сказал». Несколько иначе трактует события 1944–1945 гг. дочь А. Роде Лотти, проживавшая после войны в городе Гейдельгейме (Германия): «…Мне припоминаются следующие детали о судьбе Янтарной комнаты. В 1943 или 1944 году в выставочных залах Художественных собраний вермахт организовал свою выставку, где однажды ночью по неизвестным причинам возник пожар. Среди ночи моему отцу позвонили о случившемся и он тут же выехал в замок. Он сразу же бросился на третий этаж, чтобы закрыть железную дверь и не допустить распространения пожара к находившейся там Янтарной комнате. Все же дым нанес некоторые повреждения, на янтаре образовался белый налет, который впоследствии был удален при больших затратах труда. В конце лета 1944 года мой отец… вдруг получил задание демонтировать Янтарную комнату, которая впоследствии была размещена в сводчатых подвалах Орденского замка… Благодаря этому обстоятельству она не сгорела во время опустошительных пожаров в августе‑сентябре 1944 года, когда замок был разрушен… Янтарная комната была упакована и подготовлена к вывозу в империю. Как я помню, в середине января 1945 года ящики с ней были отправлены на Главный вокзал, но их отправка не состоялась, так как была уже прервана железнодорожная связь. Были ли оттуда снова возвращены ящики в подвалы замка, я не помню…» 10 мая 1972 года к старшему лейтенанту В. Г. Чернышеву, находившемуся в советском госпитале Берлина, обратился гражданин Германской Демократической Республики Буттерс Хайм. Он принес письмо следующего содержания: «В апреле 1972 года из ФРГ ко мне в гости приезжала тетя Эмма. Я рассказал ей о своей туристической поездке в СССР и показал некоторые книги с репродукциями экспонатов ленинградских музеев. Речь шла и о поисках Янтарной комнаты. И вот здесь она рассказала мне, что в последний военный год она работала портнихой в Орденском замке Кенигсберга. В начале января 1945 года ей удалось случайно подслушать разговор двух чиновников замка, из которого она поняла, что речь шла о захоронениях картин в подвалах Орденского замка. В разговоре упоминалась и Янтарная комната, которая должна была быть в том же помещении, куда было решено поместить картины. При перемещении ящиков с картинами тетя Эмма определила это место. Оно находилось под алтарем замковой кирхи. Вход в тайник был со стороны ресторана «Блютгерихт». После переноски картин рабочие закрыли тайник и замаскировали». Есть еще одна заслуживающая внимания версия, связанная с Янтарной комнатой. Ее автором является гражданин Германии Хаймберт Линденберг. Вот что он писал послу Советского Союза в Германии в сентябре 1971 года: «В Кенигсберге я был членом пожарной команды. В 1944 году, несколько недель спустя после налета бомбардировщиков, утром я получил приказ следовать с грузовой машиной к Орденскому замку Кенигсберга, чтобы осуществить там важные перевозки. После того, как во дворе замка я доложил о своем прибытии, мне было сказано, что я буду перевозить ящики с Янтарной комнатой. Могу Вам сказать, что я видел ящики, в которые, как мне сказали, была упакована Янтарная комната. Их доставали из подвала и грузили в мою машину. Во время погрузки появился сослуживец из моей пожарной команды с приказом заменить меня, так как я должен был выполнить другое задание. Позже от этого сослуживца я узнал, что ящики перевезли в замок Лохштедт. Насколько я помню, было сделано несколько рейсов. Этот замок находится у Фришес Хафф (Калининградский залив) между Пиллау и Фишхаузеном. Я родился в Пиллау, поэтому знаю этот замок. У замка должен быть подземный ход, ведущий к Балтийскому морю. Если Янтарная комната еще не найдена, то вполне вероятно, что она находится в этом замке. К Вашим услугам с уважением X. Л.»
Перечень версий о предполагаемой судьбе Янтарной комнаты можно продолжать и продолжать. В настоящее время их число достигает свыше двух сотен, а географический диапазон предполагаемого размещения практически не ограничен – от дна Ладожского озера до гор Тюрингии, от подмосковных элитных дач до фортов Калифорнии (США).
Морские глубины, трюмы торпедированных судов, соляные шахты, средневековые европейские замки, графские имения, старые рудники, швейцарские банки, форты, бастионы и равелины – вот далеко не полный перечень ее версионных объектов.
Не ругай Тьму, лучше сам стань маленьким источником Света!
Аватара пользователя
Richthofen
прапорщик
 
Сообщения: 4557
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 23:10
Откуда: Германия
Пол: Женщина

Re: Янтарная комната

Новое сообщение Буль Баш » 26 окт 2012, 19:50

Richthofen писал(а):Перечень версий о предполагаемой судьбе Янтарной комнаты можно продолжать и продолжать.

Уже нет смысла. Она воссоздана. :)
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 17572
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Янтарная комната

Новое сообщение Ярослав Стебко » 26 окт 2012, 20:06

А оригинал лежит по частным коллекциям, вот бы трухануть ту шушеру, которая народное достояние загробастала.
Аватара пользователя
Ярослав Стебко
старший сержант
 
Сообщения: 1440
Зарегистрирован: 21 янв 2012, 20:01
Откуда: Симферополь
Пол: Мужчина

Re: Янтарная комната

Новое сообщение ZHAN » 27 окт 2012, 00:34

Ярослав Стебко писал(а):вот бы трухануть ту шушеру, которая народное достояние загробастала

Если это касается янтарной комнаты, то эту шушеру еще надо вычислить. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71874
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Янтарная комната

Новое сообщение ZHAN » 11 июн 2013, 23:41

Бывший военнослужащий кригсмарине 90-летний Вильгельм Крафт ищет на севере Дании легендарную Янтарную комнату. Крафт утверждает, что был свидетелем закапывания ценностей, однако точные координаты за давностью времени были подзабыты. В настоящее время местные жители скупили в районе почти все металлодетекторы. Однако поиски пока не дали результатов.

Янтарная комната, которую иногда называют восьмым чудом света, знаменитый шедевр барочного искусства XVIII века, бесследно исчезла в годы Великой Отечественной войны. Подаренная в 1716 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I (Friedrich Wilhelm I) Петру Великому, она более 200 лет украшала Екатерининский дворец в Царском Селе. В 1941 году военнослужащие вермахта демонтировали ее, упаковали в ящики и отправили в Кенигсберг (ныне Калининград). В 1944 году следы Янтарной комнаты, находившейся в Восточной Пруссии, окончательно затерялись.

Летом 1944 года морской пехотинец Вильгельм Крафт (Wilhelm Kraft) служил на немецкой подводной лодке, которую союзники потопили в норвежском фьорде недалеко от Бергена. С легкими ожогами его доставили в лазарет датского города Скаген (Skagen), а когда раны зажили, Крафта вместе с 47 другими молодыми военнослужащими в хаосе отступления погрузили в поезд и отправили подальше от фронта в район неподалеку от ныне захолустной датской деревни Асаа (Asaa).

Асаа — это медвежий угол на севере Дании. Асаа — это деревня без будущего, в которой сейчас живет 1100 человек. Молодежь уехала на учебу и работу в города. Старики в лачугах, которые клонятся от яростных порывов ветра, пьют жидкий кофе. Местные машиностроительный завод и текстильная фабрика уже давно закрыты.

Глава поселения Хильдо Расмуссен (Hildo Rasmussen) тяжело ступает своими сабо по подлеску, из которого выпрыгивает пара испуганных косуль. Остановившись на пригорке у окраины деревни Асаа, 71-летний старик говорит: "Пулеметная огневая позиция точно была здесь. Деревца тогда еще не успели подрасти и немцы простреливали территорию вплоть до побережья".

После войны шестилетним мальчишкой он играл в окопах, находя патроны и штыки. И сегодня из земли торчат железные надолбы и противотанковые ежи. "Они обнесли это место колючей проволокой и огородили этот район", — рассказал он корреспондентам немецкого журнала Focus. — Если сокровище где-нибудь и лежит, то точно здесь".

В своем доме, находящемся на расстоянии броска ручной гранаты от бывшей огневой точки, Расмуссен с улыбкой открывает домашнюю страничку стокгольмской газеты Expressen: "Даже шведы пишут о нас!" Общедатская газета BT (уже после того, как в этих краях побывали корреспонденты "Фокуса") тоже вышла с заголовками:

"Теперь и немцы ищут сокровища нацистов" и "Золотая лихорадка продолжает неистовствовать". Изборожденное морщинами лицо Крафта, проживающего в Валлерфангене (Wallerfangen) в Саарланде, напечатала на своей обложке "Политика", самая влиятельная в Копенгагене газета.

Вильгельм Крафт в капитанской фуражке сидит в деревянном домике на кемпинге Асаа. На саарском диалекте он объясняет немецким журналистам, что у него все пришло в негодность: тазобедренные кости, мочевой пузырь, уши и глаза. Но несмотря на старческие хвори, немец отправился в столь дальнее путешествие. Кстати, чтобы добраться до этой датской деревушки, он "должен был пересаживаться пять раз".

Его долг заключается в том, чтобы уведомить датчан о несметных сокровищах, которое он закапывал, когда был 21-летним юношей: "В Асаа находится Янтарная комната, благородные металлы из церквей России или золото убитых евреев", — говорит он.

Поздней осенью 1944 года Крафт и 47 других немецких солдат были расквартированы в местной школе, рядом с железнодорожной станцией. Каждый день, начиная с 10 утра и всю первую половину дня, они рыли ямы шириной 4 метра, длиной 6 метров и на глубину 4 метра. "Все делалось в величайшем секрете, — сказал Крафт. — Наш старший лейтенант даже не знал, для какой цели они были нужны".

Однажды Вильгельм Крафт увидел зорко охраняемый поезд с тремя или пятью товарными вагонами, остановившегося на местной станции. Дверь одного из вагонов оказалась слегка приоткрытой. "Я подкрался к нему и увидел в щель большие деревянные ящики, уложенные один на другой, — рассказал он немецким журналистам. — Они напоминали ящики с ценным грузом. Но когда часовые меня заметили, они сразу закрыли дверь и сказали, чтобы я убирался".

Археолог Сидсель Волин (Sidsel Wåhlin) не верит, что тут можно найти какие-то сокровища. Она объясняет это изменившимся ландшафтом: "Я сравнивала аэрофотоснимки, сделанные немецкими военными летчиками в 1944 году, с сегодняшними очертаниями берегов". Не очень помогает в поисках и высказывание Вильгельма Крафта о том, что пеший переход от школы до места раскопок занимал по времени переход, в течение которого бойцы успевали спеть две песни. Кроме того, Крафт описывает грунт как очень глинистый, что, скорее всего, исключает близость песчаного пляжа.

"Я предполагаю, — утверждает Волин, — что ямы ликвидировали для строительства бункера в связи с испытаниями мини-субмарин". На побережье немцы испытывали одну из своих технических новинок, носящих пропагандистское название "чудо-оружие". По железной дороге в Асса доставили дюжину подводных лодок с торпедами, управляемых одним моряком (Ein-Mann-Torpedo-Booten). Ее утверждение можно было проверить, используя дорогостоящие методы геофизической разведки. "Однако для этого у нашего музея нет средств, — признается Волин. — Но мы готовы помогать и координировать поиск, если найдется спонсор".

Точку зрения археолога не разделяет шеф Военно-исторического института датских вооруженных сил Нильс Бо Поулсен (Niels Bo Poulsen), который в беседе с "Фокусом" озвучил совсем иную версию: "Может быть, Вильгельм Крафт участвовал в том, чтобы делать склады для проведения позднее акций саботажа". В таких подземных лагерях, согласно немецкому плану, датские нацисты должны были хранить оружие и взрывчатые вещества для ведения партизанской войны, после высадки союзников.

Эта вполне вероятно, поскольку здесь было сосредоточено немалое количество датских нацистов. Историк-любитель Мартин Сковгард (Martin Skovgaard) в небольшом портовом музее Асаа показал журналистам фотоальбом, где на снимке изображены 60 мужчин, женщин и детей в нацистской форме. Над ними плакат со свастикой с надписью на датском языке: "Дания, пробудись!" Снимок сделан в соседнем населенном пункте Агерстед (Agersted) — логове датских сторонников Гитлера.

Местный старожил, рыбак Вигго Мартинсен (Viggo Martinsen), на обоих запястьях которого красуются браслеты из янтаря, говорит, что "это помогает против подагры". Деньги его не интересуют. "Я просто нахожу янтарь прекрасным и, словно ребенок, собираю его. При сильном восточном ветре волны выбрасывают на побережье кусочки янтаря", — рассказывает рыбак.

Порой он переходит на шепот: "Недавно почивший старый крестьянин еще давно поведал мне, где немцы закопали кое-что. По телевизору сказали, что в нашем регионе на 50 процентов вырос спрос на металлические детекторы. Я жду пока не уляжется вся эта суета и тогда я найду Янтарную комнату".

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71874
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Янтарная комната

Новое сообщение Ярослав Стебко » 12 июн 2013, 09:37

ZHAN писал(а):
Ярослав Стебко писал(а):вот бы трухануть ту шушеру, которая народное достояние загробастала

Если это касается янтарной комнаты, то эту шушеру еще надо вычислить. :)

Я думаю это не так уж и сложно сделать.
Аватара пользователя
Ярослав Стебко
старший сержант
 
Сообщения: 1440
Зарегистрирован: 21 янв 2012, 20:01
Откуда: Симферополь
Пол: Мужчина

Re: Янтарная комната

Новое сообщение Буль Баш » 12 июн 2013, 19:24

Ярослав Стебко писал(а):Я думаю это не так уж и сложно сделать.

Главное чтобы были заинтересованные органы и лица чтобы это сделать. Но пока их не видно. :(
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 17572
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Янтарная комната

Новое сообщение Boris » 19 авг 2014, 23:09

Представляю результат моего исследования расположения места, где в конце войны была спрятана, упакованная в специальные ящики, Янтарная комната. Франция, провинция Франш-Конте, Безансон, цитадель, построенная по проекту военного инженера Вобан. На спутниковой фотографии южная часть цитадели, место отмечено красным кружочком. Это камера размером пять на пять метров высотой около двух метров. Камера расположена на глубине примерно трёх метров, одной стеной камеры является стена внутри цитадели. После закладки ящиков камера была заминирована, срабатывание заряда при вскрытии сверху. Доступ в камеру надо открывать сбоку. Современные приборы надёжно и точно помогут определить границы камеры.
Может кто-нибудь сможет проверить эту информацию.
С уважением. Кириленко Б. А.
Изображение
Boris
допризывник
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 19 авг 2014, 22:58
Пол: Мужчина

Re: Янтарная комната

Новое сообщение ZHAN » 20 авг 2014, 00:03

Boris, спасибо! Возможно найдутся желающие. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71874
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Янтарная комната

Новое сообщение Richthofen » 23 авг 2014, 01:42

ZHAN писал(а): Возможно найдутся желающие.


ЯяЯяЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! :O:
Не ругай Тьму, лучше сам стань маленьким источником Света!
Аватара пользователя
Richthofen
прапорщик
 
Сообщения: 4557
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 23:10
Откуда: Германия
Пол: Женщина


Вернуться в Прогнозы, проекты, перспективы, достижения России

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1