Для лучшего понимания древнейшей истории Венгрии следует, наверное, определиться с тем, что такое Паннония.
В античную эпоху Паннония была провинцией Римской империи, позднее распавшейся на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю.
Затем вся Паннонская равнина (Среднедунайская низменность) была захвачена кочевниками-аварами. После того как Аварский каганат в 823 году потерпел поражение, эти земли вошли в сферу влияния Великой Моравии – раннефеодального славянского государства, существовавшего в 822–907 гг. на низменности Среднего Дуная. Великая Моравия в период наибольшего могущества включала в себя территории современных Венгрии, Чехии, Словакии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия.
Славяне занимали территорию к северу от Дуная и, в частности, размещались в Среднедунайской низменности. Они проникли на эту территорию путем инфильтрации (просачивания) в составе варварских народов вместе с гуннами, готами, аварами и т. д.
А к VII веку Паннония уже была областью с преобладающим славянским этносом.
До сих пор нет возможности определить с точностью, когда венгры (марьяры) стали известны европейскому миру под этим именем.
Вроде бы, принято считать, что предками венгров были угры. С другой стороны, сами венгры себя называли и называют «magyar» (мадьярами).
Так кто же такие были древние угры?
Тут не дают достаточной опоры для вполне достоверных заключений ни «унгуры» готского историка Иордана (VI век), ни «огуры» византийского историка Феофилакта Симокатты (начало VII века), ни различные другие встречающиеся названия («гуногуры», «оногуры», «унугуры» и т. д.), в которых искали и ищут следы имени угров.
По мнению академика Я.К.Грота, из всех предполагаемых предков венгров (мадьяр) унугуры обращали на себя особенное внимание ученых. Однако венгерский историк Игнац Аврелий Фесслер в начале XIX века заметил, что в этом народе нельзя видеть угров, а скорее – либо гуннов, либо аваров, так как о мадьярах Иордан не мог еще ничего знать.
Венгерский этнограф и лингвист Пал Хунфальви, усматривая имя угров в унугурах, при этом находил возможным предположить, что Иордан сближал с этим народом и гуннов, то есть как будто причислял гуннов тоже к уграм.
Венгерский историк Ласло Контлер отмечает, что «в течение 3-го тысячелетия до н. э. финно-угры, среди них и предки венгров, оставаясь еще охотниками и собирателями».
Но почему вдруг теперь не просто угры, а финно-угры?
В середине XIX века российский филолог финского происхождения Матиас Кастрен поместил прародину финно-угорских народов в район Урала и Западной Сибири.
Значительное количество ученых определяет прародину финно-угров так – это граница Европы и Азии, районы между Волгой и Камой, Приуралье. А самих финно-угров считают племенным сообществом, родственным прежде всего по языку.
КСТАТИСейчас в мире насчитывается около 25 млн представителей финно-угорских народов. Наиболее многочисленная группа – это венгры (их всего более 15 миллионов). Меньше финнов (около 6 миллионов) и эстонцев (около 1 миллиона). Остальные – это мордва, удмурты, марийцы, ингерманландцы, квены, выру и сету. Самые малочисленные – это ливы (400 человек) и водь (100 человек).
Понятно, что языки потом разошлись, как разошлись и сами племена, и финно-угорская общность распалась. И, между прочим, само название «финны» – это германизм, буквально означающий «ищущий» и отражающий тот самый охотническо-собирательский образ жизни названных так племен. Впервые это название встречается у римского историка Тацита (I век) в форме «fenni», но, вероятнее всего, он имел в виду саамов.
Короче говоря, чтобы совсем не запутаться, – остановимся. Не это главное в данной теме. [Вогулы – это манси, а остяки – это ханты.]
Главное – это венгры (мадьяры).
А история их предков потом на целую тысячу лет погрузилась во мрак неизвестности, где все неопределенно и все – одни лишь предположения.
К 2000 году до н. э. финно-угорские племена также начинают дробиться. Основной причиной начавшейся среди них миграции, по-видимому, стала перенаселенность мест их прежнего обитания. Ранее считалось, что угры, включая предков мадьяр, вогулов и остяков, присоединились к финно-пермской ветви, перевалили через Урал и осели в треугольнике между Волгой, Камой и Белой. Сейчас, однако, более вероятным представляется иной маршрут: видимо, угры спустились с восточной стороны Урала строго на юг по рекам Ишим и Тобол. На новых землях они начали контактировать с более развитыми в культурном отношении народами иранского происхождения. Теперь уже не только охота, но и скотоводство и земледелие стали источниками их существования (венгерские слова, означающие корова, молоко, войлок, телега, имеют несомненно иранские корни).
Кочуя по обширной территории между рекой Урал и Аральским морем в течение всего 1-го тысячелетия до н. э., они, скорее всего, должны были входить в тесный контакт с кочевыми народами иранского происхождения, с сарматами и скифами, у которых, по всей вероятности, и научились пользоваться железом. Во всяком случае, венгерское слово, означающее меч, имеет иранский корень, что символически подчеркивает воинственность этих кочевников-степняков.
Мнение современных венгерских историков отражает Ласло Контлер. А вот швед Филипп Иоганн фон Страленберг, а за ним первый русский историограф В.Н. Татищев говорили, что название «угры» – славянское, означающее людей, живущих у гор.
На самом деле угры – это обобщающее этническое имя, присвоенное родственным по языку народам – венграм (мадьярам), хантам и манси. Согласно одной из версий, этноним «угры» происходит от древнетюркского слова «огур», что в переводе значит «рог» (часть, единица, род, племя).
Только огуры – это даже не племя. Это древнетюркское родо-племенное объединение (массив племен) в Центральной Азии, которое выделилось из состава огузов предположительно в середине 1-го тысячелетия до н. э. Выделилось под давлением древнемонгольского племени жуаньжуаней, чтобы уйти в Восточную Европу. По свидетельству византийского историка Приска Панийского, в 463 году послы огуров появились в Константинополе.
А в V–VI вв. огурские племена заняли степные территории от низовьев Дуная до Центрального Предкавказья. К 576 году огуро-булгарские племена, обитавшие на Северном Кавказе, были завоеваны тюрками и вошли в состав Тюркского каганата.
А оставшаяся в Центральной Азии часть огуров впоследствии была ассимилирована монголами.
То есть угры – это огуры? Или все-таки гунны? И какая тут связь с мадьярами?
Какое-то нагромождением терминов…
И корректно ли вообще использование термина «угры»?
По сути, этот классификационный (технический) термин был введен в науку в 1895 году языковедом Йозефом Буденцом для обобщенного обозначения группы генетически близких финно-угорских народов – хантов, манси и венгров.
В современной науке под термином «угры» подразумеваются общие предки названных трех народов. На этом можно было бы и остановиться.
Но получается, что всевозможных угров было много, и взаимосвязи между отдельными группами угров были довольно слабыми. А отсюда вытекает, что использование классификационного термина «угры» применительно к населению, обитавшему в Прикамье и Приуралье во второй половине 1-го тысячелетия н. э., некорректно. В данном случае можно было бы говорить о мадьярах (древних мадьярах), но и тут возникают сложности.
По некоторым данным, первоначально те же ханты и манси жили к западу от Урала и только в X—XII вв. были вытеснены в Сибирь. По другим данным, предки хантов и манси продвинулись на север из южного Зауралья. Эти факты позволяют поместить историческую прародину венгров в районах, прилегающих к Южному и Среднему Уралу.
Однако термин «угры» употребляется как название реально существовавшего финно-угорского этноса. И он широко используется в специальной литературе.
В финно-угорский период, по современным оценкам, на востоке от Урала проживали предки угорских (оби-угров и венгров), на западе – предки финноязычных (пермских, волжских, прибалтийско-финских) народов. Эта финно-угорская общность, по наиболее вероятному предположению, распалась в 3500–3000 гг. до н. э., то есть с 3-го тысячелетия до н. э. уже точно нельзя говорить о финно-угорском языковом единстве.
Только вот вопрос: а какое отношение к мадьярам (а тем более – к хантам и манси) имеет этноним «ugor» явно огуро-тюркского происхождения? Наверное, только косвенное…
Российский лингвист А.И. Соболевский полагал, что название «угре» могло явиться в русский язык в начале IX века, когда русские впервые встретились с мадьярами.
Финно-угроведы давно пришли к единому мнению, что «угры уже на очень раннем этапе разделились на две более или менее обособлявшиеся друг от друга ветви: южную, в которой можно усматривать предков венгров, и северную, состоявшую из предков современных обско-угорских народов».
Известный венгерский историк и археолог Иштван Фодор пишет по этому поводу так:
«В нашем распоряжении немного достоверных сведений об общественном устройстве древних угров. Без сомнения, они жили в родовых общинах, для обозначения которых служило слово, этимологически связанное с венгерским had «войско; масса людей, толпа» (в некоторых диалектах сохранилось первоначальное значение слова), а родовые поселения могли называть лексемой, к которой восходит венгерское szer. Мы можем только предполагать, что для семейной структуры были характерны так называемые большие семьи, хотя в южных скотоводческих обществах в то время уже появлялись и похожие на современные небольшие семьи. У каждой родовой общины были отдельные кладбища, на которых для каждой семьи была отведена своя территория. Не в одном месте было замечено, что маленьких детей не хоронили на этих кладбищах и не соблюдали положенные обычаи – для них открывали отдельные кладбища или же погребали в отдаленном месте. Стоит заметить, что подобные традиции можно наблюдать и на современных кладбищах хантов и манси».
А вот еще одно рассуждение Иштвана Фодора:
«Миграция части угорского населения с прежде заселенных территорий не могла не затронуть и тех, кто не последовал за переселенцами и остался на своих местах. Среди правенгров, еще больше отдалившихся от сородичей по языку, ускорились интеграция, объединение и вытекающий из этого процесс их превращения в самостоятельный народ. Датировать этот процесс практически невозможно, так как этногенез обычно длится веками. То же могло происходить и с предками венгров, приблизительно в 1000—500 гг. до н. э. В этот период сформировались новый древневенгерский этнос, этническое самосознание его членов и отражающий эти процессы этноним. Родилось множество теорий относительно происхождения самоназвания венгров «мадьяр». Некоторые объясняли его с помощью иранских, другие – с помощью финно-угорских и тюркских языков».