Это покажется странным, но решающие сражения Войны за испанское наследство гремели отнюдь не в Испании. Корону огромной империи, раскинувшейся в начале XVIII века на трех материках, делили главным образом на полях Нидерландов, Германии и Италии.
Правда, и на Пиренеях сверкали сабли и грохотали пушки, хоть и не так громко, как в других местах. Пожалуй, самым крупным столкновением здесь стала битва при Альмансе, которая произошла 25 апреля 1707 года.
В этом сражении франко-испанские войска схлестнулись с армией англичан и их союзников. С обеих сторон в битве участвовали около 50 тысяч человек, и это тоже показатель значимости испанского театра боевых действий. Для сравнения: в решающих битвах Войны за испанское наследство - при Ауденарде и Мальплаке (обе произошли в Испанских Нидерландах) сражались по 100 тысяч человек с каждой стороны.
Альманса интересна еще одним обстоятельством. Французами и испанцами в этой битве командовал англичанин - Джеймс Фитцджеймс, 1-й герцог Бервик, незаконнорожденный сын английского короля Якова II Стюарта, лишенного престола в результате Славной революции в конце XVII века. А во главе британцев стоял француз - беглый гугенот Анри де Массо, граф Голуэй.
Согласитесь, непросто сражаться против своих соотечественников.
Рикардо Балака "Битва при Альмансе"
Испанское наследство начали делить после того, как 1 ноября 1700 года умер король Карл II из династии Габсбургов. Детей у него не было, и вопрос встал ребром: кто возглавит уже довольно дряхлую, но все еще великую (во всяком случае территориально) империю. Из нескольких претендентов волна истории вынесла наверх в итоге двоих: внука французского короля Людовика XIV Бурбона Филиппа Анжуйский (он и был в 1700 году провозглашен королем Испании Филиппом V) и представителя австрийских Габсбургов, младшего сына императора Священной Римской империи Леопольда I эрцгерцога Карла (его тоже провозгласили испанским королем - под именем Карла III, - но несколькими годами позже).
Франция, разумеется, проталкивала первого кандидата, Австрия, Британия и Голландия - чтобы не допустить объединения Франции и Испании под властью Бурбонов - второго. Компромисса стороны не достигли, противники Франции объединились в Великий альянс, и в 1701 году начались боевые действия.
До поры преимущество в войне было за французами, пока они - главным образом из-за бездарного командования - не потерпели ряд крайне болезненных поражений: в 1704 году при Бленхейме, в 1706-м - при Рамильи и Турине. Армиям Людовика пришлось покинуть Италию и ключевые территории Германии и Испанских Нидерландов.
Что касается Испании, то здесь, не считая морских сражений у побережья, активные боевые действия развернулись только в 1704 году, когда на Пиренеях высадился эрцгерцог Карл, объявил себя новым королем - в противовес Филиппу V - и позже захватил Барселону. Карла поддержали восточные испанские провинции - Каталония, Валенсия и Арагон. Кроме того, в войне на стороне союзников выступила Португалия и предоставила в распоряжение командующему союзной армией лорду Голуэю несколько тысяч штыков.
Война на Пиренеях шла довольно вяло. Стороны лениво маневрировали по полуострову, брали и покидали Мадрид, уже в октябре, когда зимой еще даже не пахло, расходились по зимним квартирам, а в июне - по летним. Здесь нет ничего удивительного: летом в Испании очень жарко, к тому же не нужно забывать, что для испанцев и португальцев сиеста, в том числе сиеста сезонная - это святое. Британцы и голландцы, которые воевали в Испании, из-за этого дико бесились, но ничего поделать не могли.
Всё это не слишком активное перетягивание каната закончилось 25 апреля 1707 года, когда противники - франко-испанская армия герцога Бервика и англо-голландско-португальская армия лорда Голуэя нос к носу столкнулись под Альмансой, и военачальники решили, что никакая сиеста не помешает им скрестить клинки не на жизнь, а на смерть.
Замок Альманса
Альманса - небольшой городок на юго-востоке Испании. Знаменит он живописным замком, построенном еще маврами, а затем укрепленным кастильцами во время реконкисты. Замок стоит на скалистом холме и ярко выделяется на фоне окружающей равнины.
Войска испанцев и французов герцога Бервика выстроились в две линии спиной к замку и к самой Альмансе. Голуэй, подойдя к городу, построил свои полки напротив. Силы сторон были примерно равны - по 25 - 30 тысяч человек. Бервик обладал преимуществом в коннице, Голуэй в пехоте. Причем гугенот зачем-то пошел на тактическую хитрость, расположив на обоих флангах конные эскадроны вперемешку с пехотными батальонами. Как показали дальнейшие события, кроме лишней неразберихи эта пестрота построения ничего не дала.
Началась битва, как и полается, с обмена артиллерийскими любезностями, которые к сколь либо значимым результатам не привели. Тогда Голуэй приказал атаковать конным полкам своего левого фланга. Однако атака сорвалась: схлестнувшись с конной испанской гвардией (в ее составе были доблестные королевские мушкетеры, а также несколько рот испанских, валлонских и итальянских телохранителей), англичане начали отступать. Испанские гвардейцы бросились их преследовать, но были остановлены прицельным огнем британских фузилеров.
Следующую попытку Голуэй предпринял в центре, а также и на своем правом фланге, где находились преимущественно португальские батальоны, кстати, довольно архаичные - примерно на четверть состоявшие из пикинеров. Но пикинеры были потом, а в начале в атаку устремилась конница во главе с гвардейцами командующего португальскими силами маркиза Дас Минаса. Одновременно в центре пришли в движение английские, голландские и опять же португальские полки. И если у конницы фланговый прорыв получился примерно так же, как ранее на противоположном фланге - он был отбит, - то в центре пехотинцам Голуэя удалось потеснить испанские и французские бригады. Да так потеснить, что боевое построение Бервика в любой момент могло расколоться на две половины, и в этом случае до поражения оставался бы один шаг.
Но надо отдать должное герцогу Бервику - он не растерялся. В центре против наседавшей неприятельской пехоты (особенно, кстати, тут усердствовали французские гугеноты на голландской службе) было брошено шесть батальонов испанской и валлонской гвардии, а также кастильская бригада, и испанцам вскоре удалось остановить англо-голландский натиск и постепенно перейти в контрнаступление.
Панорама битвы при Альмансе
Однако решающая атака началась на правом фланге испано-французских войск. Введя в бой резервы, в том числе ирландский драгунский полк Махони (он очень достойно проявил себя на поле сражения), Бервик собрал всю конницу в кулак и лично повел эту пеструю гремящую лавину в атаку. Левый фланг союзников удара не выдержал и рассыпался. И всадники, и пехотинцы союзников бросились в бегство.
Окрыленный успехом Бервик развернул конную массу на 180 градусов и ударил в тыл сражавшейся в центре пехоте союзников. И здесь Джеймсу Фитцджеймсу, 1-му герцогу Бервику сопутствовал успех - это просто был его день - голландцы и британцы удара сзади не выдержали.
В это же время конница левого фланга испанцев разгромила португальцев Дас Минаса. Сам маркиз, когда понял, что все пропало, бросился улепетывать, но на полном скаку грохнулся с лошади и больше не встал.
Едва не погиб и высокопоставленный гугенот лорд Голуэй: он получил в бою два удара саблей по лицу и чудом остался жив.
Разгром был полный. Союзники потеряли убитыми и ранеными более 10 тысяч человек. Потери французов и испанцев были в два раза меньше.
Конечно, битва при Альмансе имела и политические последствия: от эрцгерцога Карла откололись прежде поддерживавшие его испанские провинции - Валенсия и Арагон.
Несмотря на то, что война в Испании продолжалась еще несколько лет (так же вяло, как и до этого), и герцог Бервик взял Барселону - последний оплот Габсбургов - только в июле 1714 года, Альманса была переломным этапом в этой войне. После нее инициатива окончательно перешла к Бурбонам, и они ее уже не упустили.
В Испании до сих пор помнят победу под Альмансой. В этот день устраивают красочные реконструкции, собирающие тысячи зрителей. Альманса для испанцев - это как для русских Бородино.
Использованы материалы сайта GOLOS