Название "Испания" - финикийского происхождения. Римляне использовали его во множественном числе (Хиспаниае) для обозначения всего Пиренейского п-ова. В римское время Испания состояла сначала из двух, а затем из пяти провинций. После распада Римской империи они были объединены под властью вестготов, а после нашествия мавров в 711 н.э. на Пиренейском п-ове существовали христианские и мусульманские государства. Испания как политически целостное образование возникла после объединения Кастилии и Арагона в 1474.
Первобытное общество.
Древнейшие следы пребывания человека найдены на нижнепалеолитической стоянке в Торральбе (пров. Сория). Они представлены рубилами раннеашельского типа вместе с черепами южного слона, костями носорога Мерка, этрусского носорога, лошади Стенона и других теплолюбивых видов животных. Неподалеку, в долине р.Мансанарес близ Мадрида, были найдены более совершенные орудия среднего палеолита (мустье). Первобытные люди тогда, вероятно, мигрировали через территорию Европы и достигли Пиренейского п-ова. Здесь в середине последнего оледенения развивалась позднепалеолитическая культура солютре.
В конце последнего оледенения на территории центральной и южной Франции и северной Испании существовала мадленская культура. Люди занимались охотой на северных оленей и других холодовыносливых животных. Они изготовляли из кремня резцы, проколки и скребки и шили одежду из шкур. Мадленские охотники оставили на стенах пещер изображения промысловых животных: бизонов, мамонтов, носорогов, лошадей, медведей. Рисунки наносились острым камнем и раскрашивались минеральными красками. Особенно известны рисунки на стенах пещеры Альтамира близ Сантандера. Основные находки орудий мадленской культуры приурочены к северным районам Пиренейского п-ова, и лишь отдельные находки сделаны на юге. Расцвет мадленской культуры, датируется временем от 15 тыс. до 12 тыс. лет назад. В пещерах восточной Испании сохранились оригинальные изображения людей во время охоты, которые напоминают наскальные рисунки в центральной Сахаре. Возраст этих памятников трудно установить. Не исключено, что они создавались на протяжении длительного периода.
По мере улучшения климата в мезолите холодовыносливые животные вымирали, а типы каменных орудий изменились. Азильская культура, сменившая мадленскую, характеризовалась микролитическим каменным инвентарем и окрашенными или гравированными гальками с рисунками в виде полос, крестов, зигзагов, решеток, звезд, а иногда напоминающими стилизованные фигурки людей или животных.
На северном побережье Испании, в Астурии, несколько позднее появились группы собирателей, питавшихся главным образом моллюсками. Это определило характер их орудий, предназначавшихся для отделения раковин от стенок береговых утесов. Эта культура получила название астурийской.
Развитие плетения корзин, земледелия, скотоводства, устройство жилищ и других форм социальной организации и закрепление традиций в виде законов ассоциируются с неолитической эпохой. В Испании неолитические топоры и керамические изделия впервые появились на юго-восточном побережье рядом с кучами кухонных отбросов, датируемых примерно 2500 лет до н.э. Возможно, к этому времени относятся древнейшие поселения Альмерии с оборонительными каменными валами и рвами, заполнявшимися водой. Важными занятиями населения были земледелие, охота и рыбная ловля.
В III тысячелетии до н.э. уже существовали многочисленные укрепленные городские поселения, окруженные полями, где выращивались зерновые культуры. В качестве гробниц использовались большие прямоугольные или трапециевидные каменные помещения.
Во II тысячелетии до н.э. благодаря открытию бронзы появились металлические орудия. В это время была заселена плодородная долина реки Гвадалквивир, и центр культуры переместился в западном направлении, став основой тартесской цивилизации, возможно, сопоставимой с упоминаемой в Библии богатой областью "Таршиш", которая была известна финикийцам. Эта культура распространилась также на север в долину реки Эбро, где положила начало греко-иберийской цивилизации. С тех пор эта территория была густо заселена родоплеменными общинами, которые занимались сельским хозяйством, добычей полезных ископаемых, изготовлением гончарных изделий и различных металлических орудий.
В начале I тысячелетия до н.э. через Пиренеи прокатились волны нашествий индоевропейских народов, главным образом кельтов. Первая миграция не шла за пределы Каталонии, но последующие достигли Кастилии. Большинство новых пришельцев предпочитали вести войны и пасти скот, а не заниматься земледелием. Мигранты полностью смешались с местным населением в районе между верховьями рек Дуэро и Тахо, где археологи обнаружили следы более 50 поселений. Весь этот район получил название Кельтиберия. В случае нападения врагов Союз кельтиберийских племен мог выставить до 20 тыс. воинов. Он оказал сильное сопротивление римлянам при обороне своей столицы Нуманции, но римлянам все же удалось одержать победу.
Карфагеняне.
В начале I тысячелетия до н.э. искусные мореплаватели финикийцы достигли южного побережья Пиренейского п-ова и основали там торговый центр Гадир (Кадис), а греки обосновались на восточном побережье.
После 680 до н.э. Карфаген стал основным центром финикийской цивилизации, и карфагеняне установили торговую монополию в Гибралтарском проливе. На восточном побережье были основаны иберийские города, напоминавшие греческие города-государства. Карфагеняне торговали с Тартесской федерацией в долине р. Гвадалквивир, но практически не предпринимали попыток для ее завоевания до тех пор, пока не потерпели поражение от Рима в 1-й Пунической войне (264-241 до н.э.).
Затем карфагенский военачальник Гамилькар создал Пуническую империю и перенес столицу в Картахену (Новый Карфаген). Его сын Ганнибал в 220 до н.э. напал на Сагунт, город, находившийся под защитой Рима, и в последовавшей войне карфагеняне вторглись в Италию, однако в 209 римляне захватили Картахену, прошли через территорию всей Андалусии и в 206 вынудили сдаться Гадир.
Римский период.
Во время войны римляне установили полный контроль над восточным побережьем Пиренейского п-ова (т.н. Ближней Испанией), где наладили союз с греками, предоставив им власть над Карфагенской Андалусией и менее известными внутренними районами полуострова (т.н. Дальней Испанией). Вторгшись в долину р. Эбро, римляне в 182 до н.э. одержали победу над кельтиберийскими племенами. В 139 до н.э. были покорены лузитаны и кельты, преобладавшие в составе населения долины р. Тахо, войска римлян вошли на территорию Португалии и разместили свои гарнизоны в Галисии. Земли кантабров и других племен северного побережья были завоеваны в период между 29 и 19 до н.э.
К 1 в. н.э. Андалусия испытала сильное римское влияние, и местные языки были забыты. Римляне проложили сеть дорог во внутренней части Пиренейского п-ова, а местные племена, оказавшие сопротивление, были переселены в отдаленные районы. Южная часть Испании оказалась самой романизированной из всех провинций. Она дала первого провинциального консула, императоров Траяна, Адриана и Феодосия Великого, писателей Марциала, Квинтилиана, Сенеку и поэта Лукана.
В таких крупных центрах Римской Испании, как Тарракон (Таррагона), Италика (близ Севильи) и Эмерита (Мерида), были сооружены памятники, арены, театры и ипподромы. Были возведены мосты и акведуки, а через морские порты (особенно в Андалусии) активно осуществлялась торговля металлами, оливковым маслом, винами, пшеницей и другими товарами.
Христианство проникло в Испанию через Андалусию во 2 в. н.э., и к 3 в. в главных городах уже существовали христианские общины. До нас дошли сведения о суровых преследованиях ранних христиан, а документы собора, состоявшегося в Илиберисе близ Гранады ок. 306, свидетельствуют, что христианская церковь имела хорошую организационную структуру еще до крещения римского императора Константина в 312.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В испанской историографии сложилось своеобразное представление об испанских Средних веках. Со времен итальянских гуманистов эпохи Возрождения установилась традиция считать нашествия варваров и падение Рима в 410 н.э. отправной точкой перехода от античной эпохи к Средневековью, а само Средневековье рассматривалось как постепенное приближение к эпохе Возрождения (15-16 вв.), когда вновь пробудился интерес к культуре античного мира. При изучении истории Испании особое значение придавалось не только крестовым походам против мусульман (Реконкисте), продолжавшимся несколько столетий, но и сам факт длительного сосуществования христианства, ислама и иудаизма на Пиренейском п-ове. Таким образом, Средние века в этом регионе начинаются с момента мусульманского нашествия в 711 и заканчиваются захватом христианами последнего оплота ислама, Гранадского эмирата, изгнанием евреев из Испании и открытием Нового Света Колумбом в 1492 (когда произошли все эти события).
Вестготский период.
После вторжения вестготов в Италию в 410 римляне использовали их для восстановления порядка в Испании. В 468 их король Эйрих расселил своих приверженцев в северной Испании. В 475 он даже обнародовал самый ранний письменный свод законов (кодекс Эйриха) в государствах, образованных германскими племенами. В 477 римский император Зенон официально признал переход всей Испании под власть Эйриха.
Вестготы приняли арианство, которое было осуждено как ересь на Никейском соборе в 325, и создали касту аристократов. Их жестокое обращение с местным населением, в основном католиками на юге Пиренейского п-ова, послужило причиной интервенции византийских войск Восточной Римской империи, которые оставались в юго-восточных районах Испании до 7 в.
Король Атанагильд (годы правления 554-567) сделал столицей Толедо и отвоевал Севилью у византийцев. Его преемник, Леовигильд (568-586), занял в 572 Кордову, реформировал законы в пользу католиков юга и попытался заменить выборную монархию вестготов на наследственную.
Король Рекаред (586-601) объявил о своем отказе от арианства и обращении в католицизм и созвал совет, на котором убедил арианских епископов последовать его примеру и признать католицизм государственной религией. После его смерти наступила арианская реакция, но с восшествием на престол Сисебута (612-621) католичество вновь обрело статус государственной религии.
Свинтила (621-631), первый вестготский король, правивший всей Испанией, был возведен на престол епископом Исидором Севильским. При нем резиденцией католической церкви стал город Толедо.
Реккесвинт (653-672) приблизительно в 654 обнародовал знаменитый свод законов "Либер Юдициорум". Этот выдающийся документ вестготского периода отменял имевшиеся правовые различия между вестготами и местными народами. После смерти Реккесвинта обострилась борьба между претендентами на престол в условиях выборной монархии. В то же время заметно ослабла власть короля, и непрерывные дворцовые заговоры и мятежи не прекращались вплоть до крушения вестготского государства в 711.
Арабское господство и начало Реконкисты.
Победа арабов в битве на р. Гуадалете в Южной Испании 19 июля 711 и гибель последнего короля вестготов Родериха два года спустя в битве у Сегоюэлы предрешили судьбу вестготского королевства. Арабы стали называть захваченные ими земли Аль-Андалуз. До 756 они управлялись губернатором, который формально подчинялся дамасскому халифу. В том же году Абдаррахман I основал независимый эмират, а в 929 Абдаррахман III присвоил себе титул халифа. Этот халифат с центром в Кордове просуществовал до начала 11 в.
После 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких государств (эмиратов). В известной мере единство халифата всегда было иллюзорным. Огромные расстояния и трудности сообщения усугублялись расовыми и племенными конфликтами. Между политически господствовавшим арабским меньшинством и берберами, составлявшими большинство мусульманского населения, сложились крайне враждебные отношения. Этот антагонизм еще больше обострился из-за того, что лучшие земли доставались арабам. Положение усугублялось наличием прослоек мулади и мосарабов - местного населения, в той или иной степени испытавшего мусульманское влияние.
Мусульмане фактически не смогли установить господства на крайнем севере Пиренейского п-ова. В 718 отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга. Постепенно продвигаясь к р. Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия (territorium castelle - в переводе "земля замков"); уместно заметить, что еще в конце 8 в. мусульманские летописцы называли ее Аль-Кила (замки).
На ранних этапах Реконкисты возникли христианские политические образования двух типов, различавшиеся по географическому положению. Ядром западного типа было королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 в. стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман. В более восточных районах существовали христианские государства - королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035, и различные графства, связанные с королевством франков. Изначально некоторые из этих графств были воплощением каталонской этно-лингвистической общности, центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю и ведшее оживленную морскую торговлю, в частности рабами.
В 1137 Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширило свою территорию к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские о-ва.
В 1085 Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от р. Дуэро до р. Тахо.
В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию. Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата).
В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев. В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился ок. 1040 в Биваре (близ Бургоса). В 1079 король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от араб. "сеид", т.е. "господин"). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099. Кастильский эпос Песнь о моем Сиде, написанный ок. 1140, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.