Англия, как и другие страны, в начале XVI в. зависела от Рима не только в духовном, но и в материальном смысле. Церкви платили Риму налоги. Монастыри уже вообще не подчинялись даже местной духовной власти. Однако в стране укреплялся абсолютизм, который, как известно, не признает никаких «государств в государстве».
Король Генрих VIII, с личностью которого связана государственная церковная реформация в Англии, родился в 1491 г. Он был сыном короля Генриха VII, унаследовавшего престол по линии Ланкастеров, и Елизаветы, дочери короля Эдуарда IV из династии Йорков. Таким образом, взошедший на престол в 1509 г. Генрих VIII олицетворял собой союз домов Ланкастеров и Йорков и поэтому мог искренне полагать, что является бесспорным королем милостью Божьей.
Долгое время он был полностью предан католической церкви и боролся с распространением протестантизма в своей стране. В 1521 г. он лично написал «Утверждение семи таинств против Мартина Лютера», за что благодарный папа удостоил его титула «Защитник веры». Однако политическое развитие Англии и личные причины вынудили короля изменить свои позиции.
Формальным поводом для полного разрыва с папой послужила ситуация с разводом Генриха VIII. Он был женат на вдове своего брата Екатерине Арагонской, которая не смогла родить королю наследника. Генрих пожелал развестись с Екатериной и жениться на фрейлине Анне Болейн. На это требовалось специальное разрешение папы. Однако Климент VII отказал Генриху, поскольку находился в союзе с родственником Екатерины Карлом V Габсбургом и боялся его гнева. Могущественному первому министру Англии кардиналу Томасу Булей не удалось договориться с понтификом, и в 1529 г. Булей был отстранен от власти.
Тогда Генрих VIII поднял вопрос о разрыве с Римом. Он обвинил всех священников католической церкви в том, что они подчиняются приказам иностранного государства, т. е. Рима. Король предложил папе даже в качестве компенсации уплатить 100 тысяч фунтов стерлингов и признать его главой английской церкви. Поддержал Генриха и парламент.
Конвокации (высшие органы церковного управления провинциями) Кентерберийская и Йоркская, представлявшие всю католическую церковь в стране, без особого сопротивления удовлетворили это требование, но со своей стороны просили короля ходатайствовать перед Папой Римским о прекращении взимания налогов с англиканской церкви. Фактически, местные церковные иерархи поддержали Генриха VIII в его разрыве с Римом. В 1531 г. католическое духовенство признало Генриха
Впоследствии разрыв был упрочен и узаконен рядом парламентских актов. С 1532 по 1534 г. было принято семь подобных постановлений.«Чрезвычайным Покровителем и Верховным Государем и, в меру того, как это позволяет закон Христа, даже Верховным Главой церкви Англии».
Например, Акт условного ограничения церковных налогов, Акт об ограничении апелляционных жалоб (прекращение юридических апелляций к Риму).
Высшими инстанциями правосудия провозглашались суд архиепископа Кентерберийского и король. Акт церковных назначений передавал право назначения епископов исключительно королю. Еще одно постановление парламента наделяло архиепископа Кентерберийского правом освобождать от обетов (что имело прямое отношение к делу об упомянутом разводе).
Последним актом из этой серии стал Акт о супрематии (верховенстве), принятый 30 марта 1534 г., закрепивший за королем титул «главы церкви» (теперь уже без всяких оговорок). Также Генрих получил право
Тем же актом устанавливалось право престолонаследия за потомством Анны и Генриха.«инспектировать церкви, подавлять, восстанавливать, реформировать, приказывать, сдерживать и поправлять всякого рода ошибки, ереси и т. д.».
23 мая 1533 г. новый архиепископ Томас Кранмер объявил союз Генриха с Екатериной незаконным, пять дней спустя был заключен брак между королем и Анной Болейн.
11 июля папа отлучил Генриха от католической церкви. 7 сентября Анна родила мужу дочку — будущую королеву Елизавету.
Надо сказать, что женщина, которая фактически стала причиной всех этих событий, впоследствии была отправлена мужем на эшафот. Затем был казнен верный соратник короля Томас Кранмер, с еще одной женой Генрих развелся, еще одну казнил, и только последняя пережила супруга.
В 1535 г. Генрих VIII объявил о всеобщей секуляризации монастырского имущества. Значительная часть доходов от этого мероприятия была отправлена не на церковное устройство, а на укрепление позиций монархии. Кстати, многие крестьяне были недовольны такой реформой, поскольку они арендовали у монастырей земли, а новые владельцы сгоняли их с насиженных мест. Был дан толчок чудовищной экспроприации народных масс. Одним из пострадавших от нововведений стал автор знаменитой «Утопии» лорд-канцлер Томас Мор. Он выступал против разрыва с Римом, за что и был посажен в Тауэр.
Англиканская церковь не сразу приняла протестантские формы, некоторое время оставаясь по обрядам и вероучению точной копией католической церкви, с той лишь разницей, что она не подчинялась папе. Однако постепенно она была реформирована. Усиливающаяся буржуазия требовала дешевой и доступной церкви. Реформу начал осуществлять при преемнике Генриха Эдуарде VI сам архиепископ Кранмер.
В 1547 г. заседание парламента впервые было открыто мессой на английском языке.
В 1549 г. появился молитвенник Кранмера, предписывавший порядок отправления таинств и других обрядов «согласно традиции церкви в Англии».
В течение следующих полутора столетий (до «Славной революции») англиканская церковь приняла во многом протестантскую форму.
Составленный при Елизавете I в 1571 г. англиканский «Символ веры», состоящий из 39 пунктов (членов), определяет англиканство как «средний путь» между католицизмом и лютеранством. Священное Писание признается основным источником Откровения. Однако был сохранен католический догмат о спасении с помощью церкви и одновременно принят лютеранский постулат спасения личной верой.
Главой англиканской церкви является монарх; фактически он назначает епископов. Примас англиканской церкви — архиепископ Кентерберийский, за ним в иерархии церкви следует архиепископ Йоркский. Значительная часть епископов является членами палаты лордов. Все принципиальные церковные статуты подлежат утверждению парламента. Расходы по содержанию церкви в основном несет государство.
Кроме англиканской церкви в Англии, самостоятельные англиканские церкви есть в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии и некоторых других странах.