После смерти королевы Англии Елизаветы I (1558–1603) английский трон заняла новая династия – шотландских Стюартов. С тех пор королевства Англия и Шотландия были объединены личной унией, но официально оставались отдельными государствами с собственными парламентами, подданством и тарифной системой.
В 1689 Стюарты были свергнуты с престола, новый монарх Вильгельм III Оранский (1689–1702) стал королем Англии и Шотландии.
В 1701 английский парламент принял Акт о престолонаследии, который предусматривал переход трона после смерти Вильгельма к Анне, дочери последнего короля из династии Стюартов – Якова II (1685–1689), а потом к боковой линии Стюартов – Ганноверской династии. Шотландский парламент вначале отказался утвердить акт, однако после восшествия на престол королевы Анны (1702–1714) английские и шотландские представители разработали основы объединения. Парламент Шотландии утвердил соглашение, однако настоял на том, чтобы пресвитерианская форма церковного управления и шотландское законодательство были сохранены на территории к северу от Чевиот-Хиллс.
1 мая 1707 по акту об унии Шотландии с Англией два королевства были объединены в одно государство. Создавался единый парламент, состоявший из двух палат – Палаты общин и Палаты лордов.
Внешняя политика нового королевства определялась колониальными интересами Англии и войнами с ее главным конкурентом – Францией. По Утрехтскому миру 1713, завершившему войну за Испанское наследство (1700–1713), Великобритания получила Гибралтар и остров Менорку, в Америке – обширную территорию на берегу Гудзонова залива, принадлежавшую Франции, право торговли с испанскими колониями и «асьенто», т.е. право монопольного ввоза негров-рабов в испанские колонии. Все это открыло дорогу для развития британского колониального могущества и мировой торговли.
