«В Бирме/Мьянме нет буддийского аналога мусульманской Каабы»Это не так. «Золотой валун» Чайтийо – одна из пяти самых знаменитых буддийских святынь Бирмы/Мьянмы – в чём-то схож с мусульманской Каабой.

В списке бирманских буддийских святынь Чайтийо занимает почётное третье место – первое принадлежит ступе Шведагон в Янгоне, второе – образу Будды в храме Махамуни в г. Мандалай, четвёртое – ступе Швезандо, или т. н. «Ступе золотого волоса» в г. Пром, а пятое – ступе Швемодо в г. Пегу.
В англоязычной литературе Чайтийо называется «Золотой скалой» (англ. «The Golden Rock»), что не совсем корректно с точки зрения русского языка, поскольку Чайтийо представляет собой именно большой валун, висящий над пропастью на вершине скалы/утёса, поэтому в данной теме святыня именуется «Золотым валуном».
Чайтийо расположен в достаточно труднодоступной местности штата Мон [моны – народность, родственная кхмерам, коренное население Нижней Бирмы] в 16 км от селения Кинпун на 17°48ʹ с. ш. и 97°09ʹ в. д. в очень живописной горной местности на высоте 1100 м над уровнем моря, на расстоянии 210 км от Янгона и 140 км от другого относительно крупного города страны – Моламьяйна (Моулмейна).
Бирма/Мьянма в целом обделена вниманием иностранных туристов, поэтому подавляющее большинство людей, посещающих «Золотой валун», являются местными буддийскими паломниками. Последние приезжают в базовый лагерь у селения Кинпун, находящегося у подножия горного хребта Келаса [слово «Келаса» имеет санскритское происхождение и означает то же, что и название знаменитой горы Кайлас в Западном Тибете, букв. «Хрустальная гора»], или Восточного Йома, а потом в кузовах небольших грузовичков подъезжают непосредственно к воротам храмового комплекса. Поездка занимает около 20 минут. Предварительно сняв обувь, оставшееся расстояние (ок. 1 км) паломники преодолевают пешком либо на бамбуковых носилках, в случае если человек не может передвигаться. Пройдя многочисленные сувенирные лавки, паломники оказываются на вымощенной мраморными и гранитными плитами площадке на вершине горы, на краю которой, над пропастью, висит огромный округлый валун, весь покрытый золотом.
Размеры валуна составляют около 8,2 м в высоту без ступы, расположенной на его вершине, и 15 м в окружности. Масса валуна составляет около 611,5 т при объёме порядка 244,6 м3. Высота ступы на вершине камня составляет 8,2 м (без тиары и флюгера) при массе 19,5 т. Площадь контакта с основанием составляет всего лишь 0,72 м2, т. е. 1,3 % от площади горизонтальной проекции камня.
Утёс, на котором расположен валун, отделён от остальной части горы расщелиной, через которую перекинут мостик, и невысокой оградой. Охрана периодически открывает калитку в ней, впуская верующих мужчин – женщины к святыне не допускаются. Паломники, подходя к «Золотому валуну», совершают моление, прикасаются к святыне руками и прикрепляют к его поверхности тонкие листики сусального золота, которые можно купить неподалёку. Женщины коленопреклоненно молятся за пределами ограды, а также могут передать листики сусального золота для того, чтобы приклеить их к поверхности камня через посредство мужчин. Туристы мужчины, в т. ч. и не являющиеся буддистами, также могут зайти за ограду и потрогать валун.
При сильном ветре «Золотой валун» качается, но никуда не падает. Более того, несколько человек могут совместными усилиями раскачать валун, но с тем же результатом. Согласно бирманскому и монскому преданию, камень удерживается в таком положении волосом Будды.
В день полной Луны месяца Табаунг по бирманскому календарю, в марте, на вершине утёса вокруг «Золотого валуна» Чайтийо зажигаются 90 тыс. восковых свечей в честь Будды.
Вся окружающая местность, покрытая густыми тропическими лесами, является с давних пор заповедной – в этом ключе Чайтийо выделяется среди всех буддийских святынь в Бирме.
Бирманское название «Чайтийо» и монское – «Чайсоейё», оба в переводе означают «Ступа́ на голове отшельника».
Официальная версия бирманской истории относит появление святыни Чайтийо к 589 г. до н. э. Согласно легенде, сам Будда Шакьямуни на восьмом году после своего просветления побывал в монском городе-государстве Тхатон (Татхоун). Убедил Будду посетить Тхатон его ученик Гавампати, который в предыдущей жизни был уроженцем этих мест, а родителями его были царица змей-нагов и местный волшебник. В Тхатоне Будда отдал прядь своих волос трём отшельникам. Старшего из них звали Тисса, и был он приёмным сыном монского короля Сиримасоки. Незадолго до смерти Тисса попросил монского короля сохранить прядь волос, полученных от Будды, в скале, формой, напоминающей человеческую голову. Благодаря помощи верховного ната [божества народной, добуддийской религии бирманцев] Тинджамина (Индры) такой камень был найден на дне моря, а затем перенесён на вершину горы с помощью чудесного корабля, который окаменел, превратившись в «Ступу каменного корабля», находящуюся в 300 м по дороге к «Золотому валуну» и также почитаемую верующими. «Ступа каменного корабля» представляет собой позолоченный камень, по форме несколько напоминающий лодку, но меньшего размера, нежели «Золотой валун». Сверху также воздвигнута позолоченная ступа.
Первоначально камень с прядью волос Будды парил в воздухе, но со временем, вследствие упадка человеческой морали, он прикрепился к скале и с тех пор висит, покачиваясь над пропастью. Со временем верующие, как водится, в Бирме/Мьянме, покрыли всю святыню золотом. Этот процесс продолжается и по сей день. Ни ветры, ни ураганы, ни землетрясения не причинили «Золотому валуну» ни малейшего ущерба.
Скорее всего, море, о котором идёт речь в легенде, – это небесный океан, представления о котором существовали у многих народов. Только этим можно объяснить кажущееся противоречие легенды, согласно которой камень был найден на дне моря, но потом стал парить в воздухе, пока не прикрепился к краю утёса. Камень нашёл Тинджамин, т. е. Индра, – согласно буддийской космогонии, повелитель 33-го неба. По-видимому, речь идёт о падении крупного метеорита.
Гора Чайтийо также является местом поклонения нату Шве Нан Чин. Согласно преданию, Шве Нан Чин при земной жизни была родом из племени каренов и вместе со своей сестрой стала женой короля Тхатона. Однажды она попросила короля отпустить её домой навестить семью или, по другой версии, для того, чтобы поклониться божеству в родных горах. По дороге к Чайтийо на неё напал тигр, и она погибла, пытаясь спастись от хищника. Отец Шве Нан Чин посчитал, что в произошедшем виноват монский король, и, дабы отомстить ему, он вместе с односельчанами решил разрушить святыню Чайтийо, опутав «Золотой валун» верёвками и сбросив с горы. Предприятие закончилось печально – «Золотой валун» даже не шелохнулся, а все участники несостоявшегося святотатства во главе с отцом королевы обратились в обезьян.
Глядя на «Золотой валун» и связанные с ним ритуалы, нельзя не заметить сходства с главной мусульманской святыней – Чёрным камнем в храме Каабы в Мекке. Обе святыни расположены в достаточно труднодоступных местностях. Вся территория вокруг Чайтийо и Мекки является заповедной. Согласно мусульманскому преданию, первоначально Чёрный камень был белым, но впоследствии потемнел от грехов людей. В бирманской версии – первоначально камень Чайтийо парил в воздухе, но потом прикрепился к утёсу.
В книге «Где находилась первоначальная Кааба – чудо света на Руси под Казанью» отечественные учёные А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский справедливо связали Каабу с древнееврейской скинией Завета, где находились разбитые скрижали Моисея (данное предположение выдвигалось ещё академиком Н.А. Морозовым в первой половине ХХ в.), и выдвинули версию о том, что первоначальной причиной культа Каабы явилось падение крупного железного метеорита. С этим событием был связан переворот в металлургии: благодаря содержащимся в метеоритном железе присадкам (а они часто содержатся в метеоритах!) удалось выплавить высококачественную сталь. Первоначально кусочки метеоритного железа воспринимались как дар высших сил и были растащены паломниками в разные уголки мира. В честь этого события и было создано несколько Кааб, о чем прямо сообщает Коран, излагая историю мекканской Каабы.
В современном ритуале мусульманского хаджа нет никаких намёков на металлургию, тогда как в Бирме у ступы Чайтийо они как раз есть – и очень яркие. При посещении «Золотого валуна» нельзя не пройти мимо сувенирного рынка у входа в храмовый комплекс. Наряду с предметами культа, сувенирными футболками с изображением «Золотого валуна», снадобьями народной медицины и жареными крысами под соусом карри главным сувениром Чайтийо является игрушечное оружие, сделанное из бамбука или дерева, – копья, мечи, сабли, тесаки, арбалеты, ружья, автоматы, гранатомёты, ракеты, модели танков и бронемашин, иногда даже с надписью на английском «Made in USA». Конечно, бамбуковые реплики современного оружия есть дань нынешнему развитию военной техники, однако сама традиция изготовления сувенирного оружия в Чайтийо давняя. На сегодняшний день бирманцы не могут внятно объяснить её появление, ограничиваясь словами, что «так было и раньше, игрушечное оружие здесь продавали всегда…». Само́ игрушечное оружие, а именно оно является визитной карточкой сувенирного рынка в Чайтийо, никак не вяжется ни с буддизмом, ни с распространёнными представлениями об этой религии. Скорее всего, сувенирное оружие отражает давнюю, ныне уже позабытую суть поклонения «Золотому валуну» – образу метеорита, материал которого произвёл революцию в металлургии, а соответственно, и в военном деле.
Ещё одно место в Бирме/Мьянме, где также продаётся игрушечное оружие при месте паломничества, это гора Попа – центр культа духов-натов. Вплоть до относительно недавнего времени в районе Попы разрабатывались железорудные месторождения, да и по сей день существуют кузницы, где куётся традиционное холодное оружие и орудия труда.
Согласно мусульманским преданиям, Чёрный камень Каабы первоначально был белым и лишь затем потемнел. В этой связи интересно то, что валун Чайтийо покрыт толстым слоем сусального золота – не для того ли, чтобы сохранить первоначальный цвет упавшего с неба камня!?
Любопытно, что первые достоверные сведения о «Золотом валуне», содержащиеся в бирманских и монских хрониках, относятся к XVI в. Скорее всего, сам культ возник незадолго до указанного времени. Вплоть до конца XIX в., в связи с относительной труднодоступностью места, поклонение ступе носило сугубо местный характер, более того, Чайтийо считалась не бирманской, а монской святыней. В 1891 г. первый бирманский учёный-археолог То Сейн Ко посетил Чайтийо и составил её первое научное описание. В 1903 г. был основан Попечительский совет ступы «Золотого валуна». А с 1907 г., когда англичане проложили узкоколейную железную дорогу Пегу-Мартабан в 20 км от «Золотого валуна», паломничество стало общебирманским.
В 2001 г., во время проведения реставрации золотого покрытия валуна, так как оно периодически смывается муссонными дождями, бирманские учёные из Технологического университета г. Янгон обмерили «Золотой валун» и рассчитали предельные значения его устойчивости. Расчёты показали, что для выведения камня из равновесия необходимо приложить силу, равную 46,6 т, тогда как максимальное приложение силы при самом мощном урагане не превышает 14 тонн.
Интересно, что «Золотой валун» Чайтийо является не единственной святыней такого рода в Индокитае. В Верхнем Тенассериме (ныне территория штата Мон) в Бирме/Мьянме находится ступа Нуа Ла Бо, представляющая собой три валуна, стоящие один на другом, с пагодой сверху, и покрытых золотом. За пределами юго-восточной Бирмы/Мьянмы данная святыня мало известна, а доступ к ней в сезон дождей невозможен из-за плохой дороги.
Ещё один покрытый золотом валун, увенчанный ступой, находится в горах в окрестностях городка Пхрэ на севере Таиланда. А на юго-востоке Таиланда, в Кардамоновых горах, также существует подобный объект, огромный чёрный валун округлой формы, находящийся на вершине горы и также являющийся предметом поклонения. Территория вокруг него также является священной и входит в национальный парк Кхаокитчакут.