Парадное построение 442-й полковой боевой группы, ноябрь 1944 года
Судьба человека
Шёл 1936 год. 19-летний Масао Абе очень не хотел покидать Японию. Пусть Масао и родился в США, но вырос у дедушки в Фукусиме, в старших классах посещал военные курсы и по достижении 20-летнего возраста должен был отправиться младшим лейтенантом в ряды Императорской армии. Масао горел желанием служить. Однако отец воспротивился его планам и отослал сына к дяде Тецуо в Калифорнию, запретив ему возвращаться в Японию без дозволения.
Штаб-сержант армии США Масао Абе (в центре) с боевыми товарищами на Филиппинах, начало 1945 года
Масао не мог ослушаться отца. В прощальном письме к любимой девушке он написал, что обязательно найдёт способ и надеть военную форму, и вернуться в Японию. Своё обещание он исполнил через девять лет: осенью 1945 года Масао Абе вернулся в Японию в форме армии США.
Японцы Америки
Слово «нисей» (дословно «второе поколение») обозначает японцев, родившихся за пределами своей страны. Масштабная эмиграция была свойственна Японии в эру Мейдзи — эпоху революционных преобразований общества, пришедшихся на вторую половину XIX — начало ХХ века. Более миллиона японцев покинули родину, пытаясь начать новую жизнь на чужбине.
К 1941 году в США насчитывалось 280 000 американцев японского происхождения. В большинстве своём это были нисей, имевшие гражданство США по праву рождения и жившие преимущественно на Гавайях и на Тихоокеанском побережье страны. Из-за господствовавших в обществе расистских настроений американские японцы продолжали жить замкнутыми общинами со своими школами, храмами и газетами. Во многих штатах им законодательно было запрещено владеть землёй и жениться на белых женщинах.
События в Пёрл-Харборе в декабре 1941 года привели к настоящему взрыву антияпонской истерии, принявшей самые уродливые формы. Газета «Лос-Анджелес Таймс» писала:
Генеральный прокурор Калифорнии Эрл Уоррен поделился с комиссией Конгресса своими опасениями. С 7 декабря 1941 года он не получил от окружных прокуроров и шерифов ни единого рапорта о каких бы то ни было враждебных действиях и даже высказываниях калифорнийских японцев. Всё это показалось прокурору очень странным и, по его мнению, явно свидетельствовало о наличии заговора японского сообщества. Мысль, что таких рапортов не было по причине отсутствия подобной активности, не пришла в голову ни прокурору, ни внимавшим ему конгрессменам.«Гадюка — это всегда гадюка независимо от того, где она вылупилась. И американец японского происхождения, рождённый у японских родителей, вырастает японцем, а не американцем».
19 февраля 1942 года президент Рузвельт подписал Чрезвычайный указ № 9066. 120 000 японцев Тихоокеанского побережья отправились в лагеря для интернированных, расположенные в пустынных районах внутри США. С собой им разрешили взять по два чемодана с вещами.
160 000 гавайских японцев избежали этой судьбы, хотя из Вашингтона и поступали соответствующие распоряжения. Однако военный губернатор Делос Эммонс объяснил невозможность их исполнения: нисей составляли 40% населения острова и немалую часть рабочих в сфере военной инфраструктуры. Поэтому на Гавайях ограничились арестом нескольких сотен «подозрительных» японцев.
Именно из гавайских японцев и вышло большинство сражавшихся за США солдат. Но путь их был непростым.
VVV и 100-й батальон
5 января 1942 года военное ведомство издало директиву, которая классифицировала всех нисей как «враждебных иностранцев», не подлежавших призыву. Уже находившиеся в рядах армии США около 5000 японцев были рассредоточены на военных базах в глубине страны, где работали киномеханиками, писарями, санитарами и уборщиками.
На Гавайях нисей составляли половину состава двух батальонов национальной гвардии и частей территориальной гвардии. В первый месяц войны они охраняли стратегические объекты. К концу января 1942 года, по мере прибытия подкреплений из континентальной части США, японцев стали убирать из территориальной гвардии, а служивших в национальной гвардии выделили в отдельный батальон, члены которого содержались без оружия в казармах за колючей проволокой.
132 студента местного университета, уволенных из территориальной гвардии, обратились с петицией к военному губернатору Эммонсу:
В феврале 1942 года из этих студентов был сформирован трудовой батальон, получивший название «Студенческие волонтёры победы» (Varsity Victory Volunteers — VVV). Следующие 11 месяцев они строили дороги и склады.«Гавайи — наш дом, Соединённые Штаты — наша страна. У нас нет иной верности, кроме верности звёздам и полосам. Мы стремимся внести посильный вклад в качестве лояльных американцев любыми возможными способами, которые вы сочтёте целесообразными».
1432 японца-нацгвардейца вошли в состав 100-го отдельного пехотного батальона армии США и в июне 1942 года были вывезены в континентальную часть страны. В военном лагере Маккой, штат Висконсин, они приступили к военной подготовке, пока чиновники военного ведомства решали, что с ними делать.
В декабре 1942 года помощник военного министра Джон Макклой посетил Гавайи и пообщался с членами VVV. Вернувшись в Вашингтон, он обратился к военному министру Генри Стимсону с предложением разрешить призыв американцев японского происхождения на службу:
442-я полковая боевая группа«Пропагандистская ценность такого шага была бы чрезвычайно велика, и я верю, что они будут хорошими бойцами. Разумеется, мы не должны использовать их против людей своей расы, но мы могли бы найти для них достаточно полезных дел».
В обращении к нации на Новый 1943 год президент США Франклин Делано Рузвельт объявил о снятии всех ограничений на службу в вооружённых силах страны по расовому и этническому признаку. 1 февраля 1943 года военное министерство создало укомплектованную американцами японского происхождения 442-ю полковую боевую группу. В её состав входили 442-й пехотный полк, 552-й батальон полевой артиллерии, 232-я военно-инженерная рота и медчасть.
Командиром нового формирования стал 43-летний полковник Мэррит Бут. Двумя десятилетиями ранее он, будучи молодым выпускником Вест-Пойнта, участвовал в программе военного сотрудничества с Японией и год провёл в роли командира взвода Императорской армии. Офицерами боевой группы были белые американцы, прошедшие краткосрочные офицерские курсы или призванные из резерва. Единственным нисей среди них оказался капитан инженерной роты Першинг Наката, сын ветерана Первой мировой войны, названный в честь генерала Першинга. Сержантский состав был укомплектован японцами, уже находившимися на службе в армии США.
4500 человек рядового состава составили добровольцы-нисей. 3000 из них планировалось набрать в континентальной части США, а 1500 — на Гавайях. Однако в лагерях для интернированных призыв сражаться за США не вызвал большого энтузиазма. Удалось набрать чуть более тысячи человек. В то же время на Гавайях в новую часть подали заявки более 10 000 добровольцев. В итоге две трети рядового состава 442-й полковой боевой группы составили гавайские нисей. Ещё три солдата прибыли с Аляски.
Провожая сыновей на войну, матери вручали им традиционные японские амулеты-сэннинбари, призванные оберегать солдат в бою. Точно такие же, какие носили под формой воины Императорской армии.
К середине мая 1943 года личный состав новой части собрался в военном лагере Кемп-Шелби, штат Миссисипи, и приступил к обучению и тренировкам.