Это была проблема, и в армии будущего мемуариста издали специальный приказ, согласно которому отказ от ношения касок приравнивался чуть ли не к самострелу.
Как любой элемент вооружения, каска имеет свою историю. Советская «халхинголка» сменила в 1936 году каску времен Первой мировой системы «Адриана», принятую в греческой, итальянской, французской, польской, русской армиях - с той разницей, что менялась металлическая аппликация. В царской России это был двуглавый орел, поначалу латунный, но потом по ним стали отличать офицеров, и его стали делать просто защитного цвета из жести. Впоследствии в СССР приклепывалась жестяная красная звезда, у итальянцев - бомбочка с пламенем...
«Халхинголка» появилась во время боев с японцами на одноименной реке и смахивала на немецкую каску: козырек, крутой лоб, свесы над ушами и обрезанность сзади. Только у немецкой сзади был как бы воротник, а на «халхинголке» край возвращался на круглую поверхность. Сверху на «халхинголку» наклепывался шишачок, маленькая полукруглая пластинка, закрывавшая вентиляционное отверстие для выхода разогретого воздуха.
После Халхин-Гола каски применялись и в советско-финскую войну, но вскоре в массовое производство запустили каску СШ-40 (стальной шлем 1940 года) - штампованную и другой формы. «Халхинголки» при своей массивности не превосходили каски других армий по прочности, но, главное, были сложнее в производстве. А тут удар штампа - и каска готова.
СШ-40 оказалась долговечной моделью и использовалась в Вооруженных Силах СССР полтора послевоенных десятилетия, пока не поступили более совершенные СШ-60 и СШ-68.
Немецкая пехотная каска - «штальхельм» (в переводе «стальной шлем») - ведет начало из 1916 года, заменив знаменитый «пикельхельм» кайзеровской армии. Переход на другую модель был обусловлен изменившимися условиями: маневренную войну на Западном фронте сменила окопная, предъявившая новые требования к защите солдатских голов.
Конструкция каски совершенствовалась в 1933, 1935 и 1940 годах. Штальхельм стал изготавливаться путем прессования нескольких листов молибденовой стали. Козырек и закраины были уменьшены, модернизированы вентиляционные отверстия. Шлем стал легче и, благодаря кожаному подшлемнику, комфортнее. Уже в ходе войны дефицит ресурсов заставил производителей идти по пути упрощения: незавальцованные края и более низкое качество стали. Для увеличения выживаемости солдат были разработаны различные маскировочные чехлы.
Пока конструкторы ломали голову над увеличением выживаемости от пуль, на оккупантов ополчилась другая напасть - «генерал мороз». Пауль Карель писал про бои за Тихвин:
Для обывателей Бреста, привыкших за двадцать лет к польским образцам, немецкие каски с их специфической формой и, что не менее значимо, обстоятельствами появления представлялись зловещими.«В ходе марша от Чудова к Тихвину, когда температура внезапно упала до минус 40 градусов, батальон потерял 250 человек - половину личного состава, - многие из которых замерзли. Как выяснилось, у некоторых, кто не предохранял голову под каской чем-нибудь теплым, просто прекращалось кровообращение в головном мозге».
Но закончилась война, и на каски вермахта вдруг пошел спрос. Они оказались удобны в хозяйстве плоским основанием - устойчивы, как котелки. Если верить рассказам, хозяйки еще долго кормили из них кур.
Автор: Василий Сарычев
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.