Давно мечтал откровенно поговорить с бывшим солдатом вермахта – попытаться понять суть тех немцев. Были головорезы, но основная-то масса до войны оставались тружениками, добропорядочными бюргерами.
Эриху Зобираю, ветерану-танкисту из Хилдена, сегодня девяносто один. Невысокого роста, с аккуратной бородкой, он напоминает врача. Почтенного возраста, а глаза молодые. Просьбу рассказать свою жизнь принял с пониманием.
В свои наезды в Брест, не столь и давние, Эрих был физически крепок. Говорит, закалка юности: играл в футбол, занимался легкой атлетикой, плаванием, боксом. А еще – физический труд, природа, летние лагеря, простая здоровая пища.
Мама Эриха – «шлёнзачка» (силезянка) из в то время немецкого Катовице, отец – Карл Зобирай – родом из-под Бреслау. Кузнец по специальности, в молодости, еще до Первой мировой, отец работал в Катовице, там и познакомились. Став мужем и женой, поселились на его родине в Штоберау, но с работой было туго, и когда нашлось место в городе Хилден в 15 километрах от Дюссельдорфа, переехали туда. В семье к тому времени было уже четверо детей.
После первой войны не стало работы и в Хилдене. Поехали на север Германии и прожили там семь лет.
В конце 1925-го пришло письмо из Хилдена. Директор завода, изготавливавшего отопительные батареи, сообщал, что появилась работа и требуется хороший специалист.
Зобираи вернулись обратно. Здесь осенью 1926 года и родился Эрих (на снимке) – последний ребенок в семье.
Жили бедно, как большинство в Германии. Днем отец работал на фабрике, ночью – у крестьян: чинил инвентарь, подковывал лошадей, лечил как ветеринар... Денег у крестьян не было, брал за работу продуктами – привозил домой масло, молоко...
В 1928 году отца сагитировали вступить в НСДАП – партию Гитлера. «Десять ртов у тебя, тяжело всех одеть и прокормить – приходи к нам, все дадим!»
Тем в городке, кто не пошел в партию, было тяжело, а партия входила в силу. И Карл решил попробовать.
Уточним термины: шел не к фашистам, а нацистам. Фашистов в Германии отродясь не было, и само это слово несло в стране негативный оттенок. С дуче (т. е. Муссолини) Гитлер дружил из геополитических интересов.
В 1933 году, на момент прихода Гитлера к власти, в Германии было 6 миллионов безработных.
«Дайте мне четыре года!» – так называлась первая речь по радио нового канцлера. Когда все получится, запись радиообращения выпустят на пластинках миллионными тиражами. Гитлер обещал дать работу, еду, средства к достойному существованию. «Дайте мне четыре года, и вы не узнаете Германию!»
В стране развернулось массовое строительство автобанов, и в 1934 году Карл Зобирай получил здесь работу по специальности. Семилетнему Эриху год запомнился тем, что он узнал вкус первый раз купленного отцом шоколада. До этого были только карамельки, что делала дома мама: сахар, немного масла – и в печку.
Жить становилось все сытнее, появилась возможность путешествовать, отдыхать в морских круизах...
Поддержка нацистского правительства населением ширилась. Немцы доверили Гитлеру вопросы наведения порядка и экономического возрождения. Восстановление былого величия страны вызвало прилив патриотических чувств.
Народ поднял Гитлера на щит, не зная, куда ведет дорога...
Как проходила жизнь в сельской местности, и вообще – что тогда представлял собой среднестатистический немец?
Ответы находим у бывшего артиллериста Вильгельма Липпиха, чье детство прошло в небольшой бюргерской деревне Пюгген между Ганновером и Берлином.
Основой тогдашнего немецкого общества, пишет он, была семья, имевшая тесную связь со школой, церковью и государством. Семья была призвана укреплять общественный порядок и консервативные ценности, учила уважению к старшим – по чину и по возрасту.
Имелись строгие правила общественного поведения и неписаные нормы. С юных лет немцев приучали к общей вежливости. Если мужчина ехал в переполненном автобусе, уступал место женщине или пожилому человеку. Входя в помещение, снимал головной убор. Встречая женщину, приподнимал шляпу и приветствовал легким поклоном. Гуляя с фрау, держал ее под руку и первой пропускал в дверь.
Всеобщими праздниками в деревнях были свадьбы. Жених в украшенной цветами повозке подъезжал к дому невесты и вез ее в церковь. Соблюдалось множество ритуалов – повсеместных и характерных только для этого края. Взять такой обычай: жених и невеста вдвоем распиливали на две половинки бревно, из которого потом делались ножки для детской колыбели.
При Гитлере культивировалось уважение к армии и отечеству. А еще общество было приучено уважать власть. Если в 1930-е годы случались демонстрации, они ограничивались большими городами и организовывались чаще всего нацистами или коммунистами. Неполитизированное большинство считало неразумным выходить на улицы и скандировать лозунги.
Липпих рассказывал, что у его родителей национал-социалисты не вызывали симпатий, но коммунисты были еще хуже. Многие немцы видели в национал-социалистах альтернативу коммунистической партии.
Возникшие в деревнях нацистские ячейки были чем-то схожи с принесенными революцией в русскую деревню раскулачивающими комбедами (комитетами бедноты).
«Подавление инакомыслия и близость репрессий, – вспоминает Липпих, – сильнее чувствовались в больших городах, чем в сельской местности. Было бы преувеличением считать, что в деревнях сразу воцарилась атмосфера страха… И все-таки еще в детстве я проявлял осторожность в высказываниях, не будучи уверен, что собеседник разделяет такие же политические взгляды…
Политический курс Германии тех лет определяли высокопоставленные нацистские чиновники, принявшие решение привлекать в ряды национал-социалистов как можно больше простых людей. По моему мнению, примерно половина немцев, вступивших в эту партию, руководствовалась исключительно прагматическими причинами – таким образом можно было получить повышение по службе или выгодную работу…
Мои родители и большая часть владельцев ферм в Пюггене с трудом мирились с властью тех, кто совсем недавно стали партийными функционерами. Надев нацистскую форму, какой-нибудь бывший батрак мгновенно преображался и начинал вести себя как мелкий тиран…
Если какой-то крестьянин или предприниматель обращался к местным властям с некой просьбой, то ее должна была одобрить сначала местная организация нацистской партии...»
Для девушек было введено правило проходить практику в хозяйствах. У родителей Липпиха поселились две семнадцатилетние девушки из восточной Германии. В течение года они должны были помогать по хозяйству. Места ученичества нельзя было выбрать свободно – только по разнарядке властей.
У юношей было чуть иначе. Перед окончанием восьмого класса Вильгельм пожелал покинуть родительскую ферму и пойти учиться на инженера-электрика.
Учебные заведения, в которых готовили инженеров, требовали два года практического опыта. Отец съездил в город и нашел крупную электротехническую мастерскую, где Липпих мог пройти двухлетнюю практику в качестве добровольного, без жалования, ученика слесаря.
«Я стал учиться разбирать, ремонтировать и снова собирать электромоторы, а также прокладывать электропроводку. Каждое утро я приезжал на работу в полвосьмого и трудился до половины пятого. По субботам работал до обеда, чтобы восполнить день, в которые я посещал занятия по электроинженерному делу. Предпочел жить не дома, а на ферме моего дяди Генриха – отец договорился с братом, что на время моего ученичества я получу в его доме крышу и стол. Отец давал мне карманные деньги и деньги на обеды в пансионе одной пожилой дамы».
С учетом положения Карла Зобирая в партийной ячейке, когда Эрих подрастет, он мог хорошо пристроить сына на практику. Но в ноябре 1938-го карьера неожиданно рухнула...