Истоки.
Археологические исследования показали, что ок. 5000 лет до н.э. на территории Японии обитали неолитические племена. Очевидно, что в более позднее время на формирование физического типа и становление культуры местного населения немалое воздействие оказали народы Северо-Восточной Азии. Уместно говорить также о наличии влияния с юга, исходившего из Южного Китая или Юго-Восточной Азии. Наиболее ранний пласт японской культуры, о котором что-либо известно, именуется Дземон, по названию древней глиняной посуды. Эта культура относилась к возникшему в III тысячелетии до н.э. обществу, члены которого занимались охотой и собирательством. Жили они в землянках и изготавливали глиняные изделия без использования гончарного круга. Примерно в 3 в. до н.э. Дземон стал вытесняться на западе Японии культурой Яеи, для которой характерна глиняная посуда, изготовленная на круге. Яеи было сельскохозяйственным обществом, занимавшимся, в частности, выращиванием по китайскому образцу риса на влажных участках и имевшим черты, свойственные китайской и корейской культуре. К 1 в. бронза широко использовалась для производства изделий, имевших церемониальное назначение, таких, как зеркала и колокола. Некоторые виды посуды стали выделывать из железа. Вероятно, сами знания о металлообработке пришли в Японию с континента. Дземон продолжал доминировать на севере и востоке Японии в течение многих веков; при этом в Яеи в центральном и западном регионах страны начиная с середины 3 в. н.э. проникает новый элемент - так называемая Культура гробниц, названная так из-за большого количества курганов, в которых погребены останки правителей. По гончарным изделиям (ханива) и другим находкам внутри этих захоронений и вблизи них можно сделать вывод о существовании воинов-всадников, образ жизни которых имел много общего с образом жизни правящего класса того времени в Корее. Люди, погребенные в этих могилах, почти наверняка относились к основателям японского государства, хотя ранние хроники, основанные на устной традиции, указывают, что императорская династия была много старше и берет свое начало от простых смертных, обитавших на о.Кюсю, и потомков богини солнца Аматэрасу. Не вызывает сомнения, что первые императоры придерживались именно этой версии. К концу 3 в. центр их власти располагался на равнине Ямато, а позднее в городе Нара. С этой территории они постепенно распространили свое правление на Идзумо, другой центр древней культуры (вокруг современного Мацуэ на берегу Японского моря), и на Кюсю и далее к востоку в сторону равнины Канто (вокруг современного Токио). В этих районах их позиции были слабее, так что земля и люди оставались под контролем полуавтономных кланов, называвшихся удзи (к которым относился и императорский клан, хотя он и был сильнейшим из всех). Тем не менее существовала система политической организации, что позволило императорам совершить вылазку на юг Кореи во второй половине 4 в. Это не только привело к японскому присутствию в этой стране до 6 в., но и серьезно усилило престиж императора на родине. Одзин (ок. 346-395) и Нинтоку (ок. 395-427) были правителями, обладавшими большой властью и богатством, о чем говорят размеры холмов с их захоронениями.
Китайское влияние.
Военная интервенция в Корее имела и культурные последствия. Она привела к расширению контактов с высокоразвитой цивилизацией на континенте - непосредственно с корейской и косвенно с китайской. Одним из результатов стало приобщение Японии ко многим полезным знаниям и ремеслам, как правило, завозившимся в страну иммигрантами. Особенно важным заимствованием была письменность, введенная примерно в начале 5 в. С тех пор стали составляться летописи, преимущественно на китайском языке, хотя постепенно вырабатывались приемы использования китайского письма для нужд японского разговорного языка. К началу 7 в. поиск знаний велся непосредственно в Китае, куда в 607 была направлена официальная миссия и годом позже - группа учеников. Одним из побудительных мотивов для поддержания связей с Китаем была необходимость в расширении объема сведений о буддизме. Эта религия начала распространяться в 552, когда одно из корейских королевств прислало в Японию священников, сутры и изображение Будды, однако прочно не закрепилась вплоть до конца века. Сказалось противодействие со стороны семей, связанных с традиционными японскими верованиями, получившими впоследствии название Синто (путь богов), в отличие от Буцудо (путь Будды). Новая религия оказалась счастливой для семьи Сога, которая возвела своего претендента на трон после победы в конфликте по вопросу о престолонаследии 587-588. С того времени буддизм был признан дворцовой элитой, и в большинстве случаев его сторонниками были лично император и высшее дворянство, хотя синтоизм сохранил свое значение церемониальной религии. В период правления Сога, в частности в годы пребывания у власти императрицы Суйко (593-628), процесс приобщения к китайской культуре распространился и на политические институты. Ее племянник Сетоку, будучи наследным принцем, формально возглавлял администрацию, и его именем была названа конституция 604, установившая кодекс поведения для чиновников двора. В ней регулировались вопросы как этики, так и управленческой деятельности, и использовались термины, заимствованные из буддийских и конфуцианских текстов. Была установлена система рангов для дворянства по китайскому образцу, а придворные церемонии были пересмотрены с тем, чтобы они подчеркивали императорское достоинство. Тем самым семейство Сога пыталось усилить власть монарха над крупными кланами. Неудивительно, что это вызвало оппозицию со стороны других ведущих семейств. В 645 глава одного из них, Накатоми-но Каматари, с помощью членов императорского дома организовал переворот, в результате которого его ставленник оказался на троне, а союзники заняли все ключевые посты. Это явилось сигналом к новой волне китаизации, призванной усилить власть императора, хотя на этот раз в интересах другого клана. Она началась с принятия китайского календаря и девизов, обозначавших эры царствования (нэнго). Первая из них, Тайка, служит отправной точкой последовавших реформ.
Реформа Тайка и Кодекс Тайхо.
Основной смысл реформ Тайка сводился, согласно указам 645-646, к утверждению прав императора на земли и на народ Японии в противовес претензиям, предъявлявшимся знатными родами и наследственным дворянством. Вся земля была провозглашена собственностью государства. Часть ее должна была выделяться дворянству в соответствии с социальным и служебным положением, однако большая часть предназначалась для тех, кто ее обрабатывает, с учетом размера крестьянских семей. В свою очередь, крестьяне должны были платить налоги, преимущественно рисом и тканями, а также выполнением определенных работ. Для контроля за положением дел на местах императорские чиновники назначались главами провинций и округов, с тем чтобы централизованная власть повсеместно заменила юрисдикцию частных лиц. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод, что реформы никогда не были осуществлены полностью, возможно, за исключением районов, прилегающих к столице. Многие чиновники в округах набирались из среды влиятельных местных семей, заинтересованных в плохом исполнении указов. Не было полностью уничтожено и влияние знати, даже при дворе. Позднее, в том же 7-м веке, процесс концентрации власти был возобновлен и принес свои плоды в виде законодательного и административного кодекса, изданного в 701-702, уже в эру Тайхо. Кодекс Тайхо, помимо утверждения и закрепления перемен, произошедших в период Тайка, привел к созданию в стране системы централизованного управления. Ее форма была взята из Китая, где правила тогда Танская династия, но имела ряд отличий, обусловленных специфическими проблемами и идеями, присущими Японии. Административный контроль оказался в руках советов и групп, члены которых набирались из числа придворных в соответствии с их наследственными титулами. Высшие провинциальные чиновники, чьей основной заботой был сбор налогов, назначались из тех же слоев. Однако чиновники низшего ранга были местными жителями, а деревни пользовались автономией. В ходе поиска новых форм практически никогда не уничтожались старые, и система Тайхо установила традицию централизованного императорского управления, которая впоследствии никогда не уничтожалась, хотя на протяжении длительных периодов японской истории ей в большей степени отдавали дань на словах, чем на деле.
Нара и Хэйан.
Ярким примером уподобления японцами своей жизни китайскому укладу было основание постоянной столицы в Нара в 710. Ранее столица находилась там, где располагался дворец, и меняла место расположения с приходом нового императора. Однако Нара, созданная по образцу китайской столицы Чанъань, оставалась столицей до 784. В ней самой и вокруг нее было построено много святилищ и храмов. В 712 ученые завершили составление хроники, в деталях повествующей об истории страны начиная с мифических времен (Кодзики, написанная на одном из вариантов японского языка). В 720 появилась летопись Нихонги, или Нихон-секи, написанная по-китайски. Она была первой в серии подобных работ, продолживших повествование вплоть до 887. Столь же знаменита и Манъесю, коллекция поэм на японском языке, составленная во второй половине 8 в.
Большую известность как центр культуры приобрела столица Хэйан. Решение перенести столицу было принято в 784, вероятно, из-за роста влияния буддизма. Однако лишь через 10 лет после появления соответствующих намерений было выбрано место и, наконец, построен город, также возведенный по образцу Чанъаня. Это был Хэйан (Хэйанке), позднее известный как Киото, остававшийся императорской резиденцией вплоть до 1869. Буддизм и в новой столице не утратил своей жизнеспособности. Организация религиозной жизни в сектах, тоже проведенная по китайскому образцу, началась в Нара, однако ведущими вскоре стали две молодые секты, возникшие в начале 9 в. Первой из них была Тэндай, созданная вернувшимся из Китая монахом Сайте в 805. Многочисленные обитатели основанного им монастыря, Энрякудзи на горе Хиэй, северо-восточнее Хэйана, со временем начали играть видную роль в политической жизни. Другая религиозная секта, Сингон, также позаимствованная в Китае, была организована Кобо Дайси, который выбрал в 816 в качестве своей резиденции гору Коя, расположенную к югу от долины Нара. Акцент этой секты на магию и ритуал приобрел популярность в окружении монарха, что позволило ей сравняться по влиянию с более эклектичной Тэндай. В 8-9 вв. монастыри появились и в провинции. Однако в двух столицах, Нара и Хэйан, была сосредоточена большая часть достижений японской цивилизации того времени. Именно в этих центрах развивались живопись и скульптура, во многом под влиянием буддизма, а сочинение стихов, каллиграфия, исполнение музыки и танцев стали символами изысканного аристократического общества. Это общество насчитывало всего несколько тысяч членов, увлеченных главным образом церемониалом, остро ощущавших престижность своих титулов и убежденных в том, что выезд за пределы столицы означает ссылку в культурную пустыню. Они тщательно вели хронику событий на китайском языке, на котором, как и на японском, писали стихи. Прилагая огромные усилия к тому, чтобы окружающая действительность удовлетворяла их эстетические вкусы, они отразили ее в увлекательных жизнеописаниях, наиболее выдающимся из которых признается Гэндзи Моногатари (Повесть о Гэндзи), написанная придворной дамой Мурасаки Сикибу.