[Свод законов Российской империи. Т. X, ч. 1. Кн. 1. Санкт-Петербург, 1900.]«Супруги обязаны жить вместе, посему 1) строго воспрещаются всякие акты, клонящие к самовольному разлучению супругов, 2) при переселении, при поступлении на службу или по иной перемене постоянного жительства мужа жена должна следовать за ним».
С точки зрения сегодняшнего дня, когда около 70 % грудных детей до 6 месяцев имеют искусственное вскармливание, это может показаться странным. Но в начале 1920-х годов смесей, гарантирующих полноценное вскармливание младенцев, не было, они появились в СССР только в 1960-х годах. Для женщин, занятых на производстве, это становилось серьезнейшей и неразрешимой проблемой, поскольку работа на фабрике не предполагала возможности отлучаться каждые три часа для того, чтобы покормить ребенка грудью. Не имея возможности отлучиться с фабрики и не имея искусственного вскрамливания, женщины попросту оставляли своих младенцев на произвол судьбы.«Неопровержимо установлено, что без грудного вскармливания дети первых дней почти неизбежно умирают, и работницам, которым приходится принимать участие в строительстве новой жизни, следует на это первым долгом обратить внимание и этот факт учесть».
[Коллонтай А. За три года. М.: Госиздат, 1920.]«Однако вплоть до созыва Первого Всероссийского съезда работниц работа партии по привлечению широких масс работниц и крестьянок к советскому строительству и защите революции носит случайный, кустарный характер»
[Троцкий Л.Д. Охрана материнства и борьба за культуру. Речь на 3-м Всесоюзном совещании по охране материнства и младенчества 7 декабря 1925 г. М.: Охрана материнства и младенчества, 1926.]«Оно поразительно – такое падение смертности при более низком уровне производительных сил и накопления в стране. Если это факт, то это есть уже бесспорнейшее завоевание нашей новой бытовой культуры, и прежде всего ваших усилий как организации».
[Тухачевский С.В. Будущие войны и развитие милитаризма. Вятка: Издание Посекра Губвоенкомата, 1924].«В день объявления войны тысячи самолетов вступят в воздушный бой. Победившие спокойно полетят в страну противника и своими бомбами будут уничтожать войска, все живое, разрушать города, сооружения, железные дороги и морской флот и даже высадят отряды в тылу. Но такую победу сразу выиграть трудно, найдутся резервы самолетов.
Тогда начнется сухопутная война всеми средствами.
До наступления будут высланы техническая конница и тысячи танков и броневиков для разведки. Произойдут сильнейшие бои, и победивший быстро подвезет пехоту (на грузовиках) и вышлет сотни тяжелых танков, и все они с помощью пехотных самолетов внезапно нападут на армии противника.
Если армии сблизятся – начнется химическая война газами и снарядами. Автоматный и артиллерийский огонь будет сметать все живое. Война будет всеуничтожающей».
[Голубев А. М.В. Фрунзе о характере будущей войны. М.: Госвоениздат, 1931.]«Это не будет столкновение из-за пустяков, могущее найти быстрое разрешение. Нет, это будет война двух различных, исключающих друг друга общественно-политических и экономических систем. Откуда это вытекает? Из этой же классовой природы нашего государства».
С этой точки зрения вступление в брак по расчету со стороны женщины также считалось проституцией.«Проститутки, с нашей точки зрения, это все женщины, которые продают свои ласки, свое тело во временное или в постоянное, длительное обладание мужчине за материальные блага, за хорошую пищу, одежду, украшения и за право, продавая себя мужчине, не заниматься трудом, не обременять себя работой».
Таким образом, Александра Коллонтай считала, что к отношениям между полами не должно примешиваться никакого материального расчета или выгоды. Если бы этого можно было достичь, то проституция быстро исчезла вместе со всеми негативными ее сторонами, в частности, с распространением венерических заболеваний, поскольку мужчины и женщины должны следить за своим здоровьем.«Свобода общения между полами не противоречит идеологии коммунизма. Интересы коллектива трудового не затрагиваются тем, что брак носит краткосрочный или длительный характер, что в основу его положены любовь, страсть или даже преходящее физическое влечение. Неприемлемой, вредной для коллектива является лишь материальная сделка между полами, в форме ли проституции, в образе законного брака, подмены свободного общения полов на почве взаимного влечения грубо-материальным учетом выгоды от этого общения».
Женщины в глазах мужчин, привыкших к услугам проституток, превращались, по сути, в предмет потребления, лишенный каких-либо человеческих прав.«Что влечет за собой проституция? Понижение чувства равенства, солидарности и товарищества между полами, то есть между двумя половинами трудового класса. Мужчина, купивший ласки женщины, уже перестает видеть в ней равноправного товарища… Свое презрительное отношение к проститутке, ласки которой он купил за материальные блага, он переносит на всех женщин».
[Чубаровщина. По материалам судебного процесса. М.—Л.: Госиздат, 1927.]«Но Констатин Кочергин – не простой преступник. Константин Кочергин – философ Чубаровщины, он дает всеобщее философское обоснование делу. Для Константина Кочергина каждая женщина – проститутка, каждый человек – насильник».
Сам он именно в такой форме эту фразу не произносил и не писал, ее сформулировал Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин». Но, надо сказать, вариант Маяковского настолько точно и емко отражал устремления большевиков по части расширения общественной активности женщин, что он и прижился в народной памяти.«Каждая кухарка должна научиться управлять государством».
Как видим, даже в самом кратком изложении (а в этой брошюре были даны примерные объяснения для каждого пункта) программа занятий давала весьма широкий политический кругозор.Советское строительство:
1) Женский труд и его охрана в СССР и в капиталистических странах;
2) Что такое советская власть;
3) Кому нужна вражда народов.
Пути социалистического строительства СССР:
1) Состояние и задачи нашего предприятия;
2) Задачи индустриализации страны;
3) Сельское хозяйство и промышленность;
4) Кооперация и торговля.
Профсоюзы:
1) Зачем работнице надо быть организованной в профсоюз.
Вопросы быта, советской общественности и просвещения:
1) Строительство социализма и быт;
2) Народное просвещение и печать.
Вождь трудящихся – ВКП(б):
1) Наша ячейка;
2) Партия и рабочий класс;
3) Чему учил Ленин о союзе рабочих и крестьян.
Работница Запада и Коминтерн:
1) Положение работниц в капиталистических странах и Коминтерн.
В работе среди сельских делегаток упор делался на юридическую подготовку, разъяснение основ Конституции СССР, работы судебных органов, и особенно семейного права, поскольку именно крестьянки чаще всего сталкивались с нарушением своих семейных прав.Советское строительство:
1) Организация Советской власти в деревне;
2) Местный бюджет;
3) Конституция СССР;
4) Нарсуды и законодательство.
Хозяйственное строительство:
1) Сельское хозяйство в данной местности;
2) Кооперация.
РКП и крестьянка:
1) Ленин и РКП,
2) РКП и крестьянка,
3) Комсомол и детское движение,
4) Международное положение и перспективы мировой революции.
– говорила Александра Коллонтай в своем докладе на I Всероссийском совещании по охране материнства и младенчества. Женщины рассматривались как рабочая сила, равноценная мужской. Не все в то время разделяли ее точку зрения.«Коммунисты считают, что, с одной стороны, женщина должна являться производительницей ценностей, но – с другой стороны, женщина должна быть матерью, то есть на ней лежит определенно выполнение двух задач. И эта вторая задача важна для коллектива – задача рождения нового поколения. Женщина является поставщицей новых трудовых сил для дальнейшего создания хозяйства и строительства ясного лучшего будущего»,
[Контрольные цифры народного хозяйства СССР на 1926–1927 годы. М.: Плановое хозяйство, 1927.]«Основной недостаток «контрольных цифр» прошлого года заключался в том, что анализ коснулся главным образом количественных величин. Социально-классовое содержание происходящих процессов из-за недостатка данных и краткого времени для работы осталось в тени… Контрольные цифры должны дать наряду с количественным анализом производительных сил в натуральном и ценностном выражении и качественные характеристики, и классовый анализ происходящих материальных процессов».
Иными словами, в первую пятилетку нужно было сделать упор на работы, не требующие сложного оборудования и высокой квалификации, пригодные для молодых рабочих, а в последующей пятилетке делать ставку на техническую реконструкцию и замену живого труда машинами.«Справиться с задачей использования огромного прироста живой рабочей силы на предстоящее пятилетие можно, лишь расширив, по возможности, объем работ, не требующих больших капитальных вложений. Но, с другой стороны, мы обязаны резко усилить масштаб этих вложений и вследствие изношенности наличных основных фондов, и для того, чтобы заместить высокой техникой недостаточный прирост живой рабочей силы в следующие пятилетия».
«Если они (хозяйственные органы) оставят процент участия женщин таким же, как он есть, то к концу пятилетки у них не хватит рабочей силы».
[Ломовский А.М. Жилищно-санитарное дело. // Жилищно-коммунальная санитария г. Москвы. Сборник статей. М.: Издательство Мособлисполкома, 1930.]«Сосредоточение в отдельных общежитиях таких больших масс рабочих, прибывающих из различных областей, людей с низким культурным уровнем, в которых еще крепко сидит старый быт, с санитарно-эпидемиологической точки зрения представляет опасность для населения».
[Сольц А. Аборт и алименты // Труд, № 97, 27 апреля 1937 г.]«Нам нужны все новые и новые борцы – строители этой жизни. Нам нужны люди. Аборт, уничтожение зарождающейся жизни, недопустим в нашем государстве строящегося социализма».
Женщина, особенно молодая, в семьях права голоса не имела, выступать и выражать свое мнение не привыкла. Надо учитывать, что в это время в Туркестане свирепствовали басмачи и любой контакт с большевиками для местного населения был небезопасен. От женщин требовалось немало мужества, чтобы решиться на посещение клуба. Думается, что первыми пошли женщины, задавленные притеснениями, унижениями и побоями в семьях, готовые на все, лишь бы сбежать.«На собрании мы услышали от узбечек первые слова – тихие, робкие. Руки ораторов судорожно мяли паранджу, голос прерывался и дрожал».
Потому при женских клубах быстро открылись курсы ликвидации неграмотности, культурно-бытовых навыков, консультации, ясли. Основная цель состояла в том, чтобы как можно быстрее уничтожить наиболее очевидные причины высокой детской смертности, проистекающие из бытовой антисанитарии и неграмотности матерей.«Незачем в клубах рисовать и вышивать, нам это не нужно. Женщина Востока часто не умеет стирать, не умеет шить, не умеет чисто вытереть нос своему ребенку – этому надо учить ее, а не вышиванию».
Это поразительно, особенно если учесть, что книга была написана в 1935 году, за десять лет до исхода Великой Отечественной войны, действительно закончившейся гибелью Гитлера и его сообщников. Надо было иметь изрядное мужество, чтобы такое заявить печатно.«Гитлер никогда не увидит Москвы, разве только как пленник».
Или вот возьмем, к примеру, Лысьвенский металлургический завод, на котором делалась знаменитая солдатская каска. Каска эта после штамповки и перед окраской очищалась пескоструйной установкой от окалины. Делалось это таким образом:«Насмерть работать!»
– с гордостью говорится на сайте Пермского государственного архива новейшей истории.«Много касок прошло через руки первой и лучшей пескоструйщицы завода Шуры Кононовой. Она очищала каску перед покрытием струей сжатого воздуха и песка и весь рабочий день сидела в пыли, как в дыму. Работала по 6 часов – выдержать в таких условиях большее количество времени было просто невозможно. За смену от ударов песка у Шуры расползалось 8 пар брезентовых рукавиц»,
Вернуться в Союз Советских Социалистических республик
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1