«Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи (шведы), а иные - урманы (норманны - норвежцы и датчане) и англяне (англы), а еще иные готы (обитатели острова Готланд) - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к словенам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Выходило, что варяги-русь были некой частью скандинавов, к которым тогда относили не только шведов, готландцев, норвежцев и датчан, но и англо-саксов, буквально накануне переселившихся в Британию из Дании. Стало быть, и летописных русов следовало искать где-то в землях скандинавских викингов. С другой стороны, эта странная русь, если верить летописи, вся без остатка переселилась сюда к нам, в Восточную Европу.
Интересно, что первая отечественная летопись утверждает, что Рюрик с братьями явились на новгородскую землю в 862 году. Казалось бы, с этой даты и следует отсчитывать присутствие варягов-руси на территории Востока Европы.
Но все дело в том, что греческие хроники говорят о северном народе рос, под которым ученые понимают ту же самую русь, с начала IX столетия, то есть несколько раньше Рюрикова явления.
Уже в 860 году Константинополь пережил первый серьезный поход на него русов. Вот что об этом пишут византийцы:
Причем франки, предки нынешних французов, посчитали этих причерноморских русов шведами. Франкская хроника «Бертинские анналы» так описывает события 839 года:«В его (василевса Михаила) царствование в лето 6368 (860 год) пришли росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены».
Тут интересно не только то обстоятельство, что правитель франков Людовик I опознал в русах шведских шпионов, но и что жил этот загадочный народ тогда еще очень далеко от византийских владений, возможно, где-то на Новгородчине, раз возвращаться послы решили круговым маршрутом аж через Францию.«Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом… Он послал с ними неких (людей), которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король по имени Хакан послал их к нему (Феофилу), как они заявляли, дружбы ради. Он (Феофил) просил в упомянутом письме, чтобы, насколько можно, они по милости императора (франкского короля) имели бы разрешение и помощь безопасно возвратиться через его империю, потому что путь, по которому прибыли в Константинополь, они проделали среди варварских племен, ужаснейших, отличавшихся безмерной дикостью, и в отношении их он, опаcаясь, не хотел бы, чтобы они возвращались через их страны, подвергая себя случайным опасностям. Расследуя более тщательно причину их прибытия, император (франкский король) узнал, что они из народа свеонов (шведов), и решил, что они являются, скорее, разведчиками в той стране и в нашей, чем просителями дружбы».
Если византийцы при этом наблюдали активность росов (руси) на Черном море и были уверены, что этот народ живет по реке Днепр, то арабские географы постоянно видели русов жителями Поволжья.

Карта Руси изначальной с отметками археологических памятников скандинавского типа по Г. Лебедеву и В. Назаренко.
Константин Багрянородный, греческий император в 913-920 годах, писал о беспокойных северных соседях:
Арабы, которые в это время уже овладели Персией и Средней Азией и прочно обосновались на южных берегах Каспия, со своей стороны описывают русов, обитающих где-то в Поволжье. Так Ибн-Хаукаль, географ и путешественник X века, сообщает:«Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты (вожди) выходят со всеми росами из Киава (Киева) и отправляются в полюдия, что именуется «кружением», а именно - в Склавинии вервианов (древлян), другувитов (дреговичей), кривичей, северян и прочих склавинов, которые являются пактиотами (подданными) росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы (ладьи из одного дерева), они оснащают (их) и отправляются в Византию».
Ибн-Фадлан, арабский путешественник начала X века, рассказывает:«А русы - варварский народ, живущий в стороне булгар (волжские булгары) на реке Итиль (Волге)... и то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска и бобровых шкур, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар. И те шкуры бобра, которые везут во все концы света и которых нет нигде, кроме как в северных реках».
Этому арабу удалось побывать на похоронах знатного руса, которого сожгли в ладье по скандинавскому обычаю, водрузив затем под останками «нечто подобное круглому холму», то бишь курган.«…я видел русов, когда они пришли со своими товарами и расположились по реке Итиль (Волга), и я не видал более совершенных (более великих) членами, чем они, как будто они пальмовые деревья; они рыжи...»