
Дело было так:
Надо ли говорить, что текст «Повести временных лет» всерьез озадачил историков. Мало того, что народ русь, давший имя народу, оказывался по Нестору варягами, северными пришельцами из-за моря, так еще и многие пригласившие Рюрика на княжение племена были не вполне славянами. Чудь, весь, меря и мурома, упомянутые в летописи, несомненно, относились к местным финноязычным аборигенам.«Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей… В год 6370 (по н.ст. 862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».
А что же славяне?

К ним, на северо-востоке Руси, в тех землях, что станут ядром русской нации, ученые с уверенностью относили только четыре популяции: тех самых ильменских словен, что, со слов Нестора, сидели в Новгороде; кривичей, чьи потомки построят такие города, как Смоленск и Псков; безымянных обитателей низовых земель, где вскоре будут заложены Владимир и Суздаль; а также чуть более южных вятичей, в чьих владениях возникнут Рязань, Переяславль, а позже и Москва. Именно эта великолепная четверка, как думалось ученым, принесла славянскую речь в те края, что ныне мы зовем Россией.
Хотя историки и расходятся в своих взглядах на то, откуда пришли славяне - с Дуная, Вислы или с южных берегов Припяти, - большинство считает их недавними переселенцами на Русскую равнину. Названия рек и озер в здешних местах преимущественно финские и балтские. К примеру, имя столицы Москва по балтской версии происходит от термина «болотистое место», а по финской – от «коровья река».
Но раз славяне тут пришельцы, то они и по внешнему виду, и по своим обычаям должны были отличаться от местных полудиких племен. А вот с этим как раз у исследователей возникали проблемы. Очень уж походили племена нашей великолепной четверки на финнов и балтов - давних здешних обитателей. Послушайте, что писала об антропологии восточных славян известнейший советский ученый Татьяна Алексеева:
Получалось, что северные и центральные русские, включая новгородцев, оказывались по строению черепов похожими на живших здесь с незапамятных времен финнов, а беларусы, часть украинцев и произошедшие от кривичей западные русские - на балтов.«Комплекс с ослаблением европеоидных черт распространен среди финно-угорских групп Восточной Европы - летописных мери, муромы, мещеры, чуди, веси, известных по могильникам северо-западной части Восточной Европы, Волго-Окского междуречья и Поволжья. Это население, подвергшееся славянской колонизации, передало свои антропологические черты словенам новгородским, вятичам и кривичам, впоследствии ставшим основой русских.
Антропологический комплекс с резко выраженными европеоидными чертами распространен среди средневекового летто-литовского населения, особенно среди латгалов, аукштайтов и ятвягов. У восточных славян этот комплекс проявляется среди волынян, полоцких кривичей, древлян, положивших начало белорусскому и частично украинскому народу».
Но если кривичей и вятичей отечественные историки под давлением фактов и были готовы полностью или частично отдать местным балто-финским аборигенам, то за ильменских словен как пришельцев издалека они бились до последнего патрона, то есть научного аргумента. Причем самой популярной среди российских исследователей была идея прихода прародителей новгородцев с Запада: от славянских племен ободритов, поморян или руян, некогда живших на южных берегах Балтики (современная Северо-Восточная Германия и Польша). Версией о родстве ильменских словен с известными торговцами и морскими пиратами, объясняли многие особенности новгородского менталитета - свободолюбие, вечевые традиции, коммерческую жилку. Даже летописному Рюрику нашли в тех краях прототип - Рорика Ютландского по кличке Язва Христианства, знаменитого датского конунга-разбойника.
Впрочем, были у этой романтической версии и свои противники.