ZHAN » 08 дек 2013, 20:24
«Славянская хроника» («Chronica Slavorum», полное название «Incipiunt Chronica Slavorum Edita A Venerabili Helmoldo Presbitero») – важнейший исторический документ, описывающий дохристианскую и раннюю христианскую эпоху в жизни Полабских Славян. Является продолжением труда Адама Бременского (Adam von Bremen) «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»). В свою очередь труд Гельмольда продолжен Арнольдом Любекским (Arnold von Lübeck) в одноименном труде «Славянская хроника» («Chronica Slavorum»).
Таким образом, упомянутую трилогию можно отнести к уникальным и самым полным хроникам из жизни Западных (Полабских) Славян в период до Немецкого переселения на Эльбу.
Немец и христианин, Гельмольд, как и его покровители и руководители, несмотря на значительную разницу в социальном происхождении, безусловно, всецело принадлежал к их лагерю. С детства воспитанный в духе главенства Христианской церкви, в пренебрежении ко всему варварскому и языческому, он с презрением смотрел на коренное языческое население Славянских земель глазами немецких захватчиков. Его характеристика славян совершенно однозначна – славяне представляли собой языческую страну, где «... было обиталище сатаны и всякого духа нечистого ... ибо столь глубок был мрак заблуждений, столь велико упорство заросшего лесом идолопоклонства, что не так скоро и не так легко можно было их преодолеть ...».
Заметим, что ярко выраженное пренебрежение и презрение у него вызывают исключительно те славянские племена, которые «не почитают единого Господа», то есть не исповедуют Христианства. К христианским славянам у него расположение нейтральное (к Руси и к Польше) или положительное (к Богемии-Чехии). Это замечание - несогласие с теми критиками Гельмольда, которые приписывают ему «презрение и пренебрежение» к славянам в целом. Как усилительный момент своей мысли приведем его цитату, где говорится, что Юмнета-Волина была населена «... Славянами вперемешку с другими народами, Греками и варварами ... [которые] пребывали в языческом заблуждении ...». Здесь он осознанно и преднамеренно смешал в единую «презрительную и пренебрежительную» кучу только тех, кто не желал «подставить выю свою» под ярмо Христианской церкви.
Географическое расположение основных Славянских племен Гельмольд рисует следующим образом: «... Хижане и Черезпеняне живут по эту, Доленчане и Ратари по ту сторону Пены. Эти четыре племени за свою храбрость называются Вильцами, или Лютичами [Wilzi, Liutici, в средневековых источниках встречается и третье название – Велеты]. Ниже них находятся Глиняне [они же Лины или Линоги – Lini, Linoges] и Варны [Warnawi]. За ними следуют Бодричи [Ободриты – Obotriti], город их — Микилинбург [сегодня деревня Мекленбург в Восточной Германии]. Оттуда по направлению к нам живут Полабы [Polabi], их город – Рацисбург [Ратибор, сегодня Ратцебург]. Оттуда, перейдя реку Травну [Траве], мы попадаем в нашу землю Вагров [Wagiri]. Городом этой земли был некогда приморский город Альденбург [Старгард] ... Есть и острова в Балтийском море, населенные Славянами. Один из них называется Вемере [сейчас остров Фембре (Фемарн), находится напротив Альденбурга – бывшего Старгарда]. Он расположен напротив Вагрии, так что с него можно видеть Альденбург. Второй остров, больший, лежит против земли Вильцев, его населяют Раны, называемые также Руянами, – самое сильное среди Славян племя [Rani, Ruiani, Runi, современный остров Рюген], единственное, которое имеет Короля [в оригинале – Rех] ... Альденбург – это то же, что на Славянском языке Старгард, то есть Старый Город ...».
Среди славян «... распространены были многочисленные заблуждения – почитание священных рощ, источников и прочие суеверия ...». Они рисуются как «... строптивый и развращенный род ...», живущий «... в великой и страшной пустыне ...» идолопоклонничества.
Система иерархии Славянских Богов: «... злого бога они на своем языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть черным богом ... Среди множества Славянских божеств главным является Святовит, бог земли райской ... рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают ...».
Святовит – самый главный Славянский Бог: «... Святовит, бог земли Руянской, занял первое место среди всех божеств Славянских ... и все другие Славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов. Король же находится у них в меньшем по сравнению с жрецом почете ...».
Другие Боги: «... помимо рощ и божков, которыми изобиловали поля и селения, первыми и главными были Прове, бог Альденбургской земли, Жива, богиня Полабон, и Редегаст, бог земли Бодричей ...».
Принципы идолопоклонничества у славян: «... У Славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага. У других Божества населяют леса и рощи, как Прове, Бог Альденбургской [Старгардской] земли, – они не имеют никаких идолов. Многих Богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных Божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого Бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие Боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому Богу Богов ...».
Почитание славянами своих святынь было абсолютным: «... Славяне питают к своим святыням такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны ...».
Священная роща Прове описывается Гельмольдом таким образом, что не остается никаких сомнений в том, что он был этому очевидец: «... роща, единственная в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь среди очень старых деревьев мы увидали священные дубы, посвященные богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с Князем и с Жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только Жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывалось в приюте ...».
Вместе с тем среди славян были распространены христианские имена: «... жителей диких и непросвещенных, не связанных с религией ничем, кроме того, что они носили имя христиан ...».
Славяне в глазах летописца не только вероотступники, но и обычные разбойники: «... весь этот народ, преданный идолопоклонству, всегда странствующий и подвижный, промышляющий разбоем, постоянно беспокоит, с одной стороны, Данов [Датчан], с другой – Саксов [Германцев]. Не раз Великие Императоры [Священной Римской Империи] различными способами, а пастыри своим искусством пытались, не смогут ли они в какой-нибудь степени приобщить эти строптивые и неверные племена к познанию имени божьего и благодати веры ...».
Разбойничий дух Славян особо выражен, когда Гельмольд противопоставляет Славянский разбой спокойной жизни земледельцев и с отсутствием у них стремления к оседлой степенной жизни, то есть к тем ценностям, которые были стереотипны для социальной среды, в которой воспитывался Гельмольд: «... Славяне весьма искусны в устройстве тайных нападений. Поэтому вплоть до недавнего времени этот разбойничий обычай был так у них распространен, что, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях. Но они не затрудняют себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев, побуждаемые к этому только необходимостью защитить себя от бурь и дождей ...»
Несмотря на свою приверженность противоположной славянам стороне, Гельмольд не раз характеризует славян как мужественных и отважных воинов. Также славяне рисуются как свободолюбивый гордый народ: «... Славяне сбросили вооруженной рукой иго и с таким упорством старались отстоять свою свободу, что предпочитали лучше умирать, чем снова принимать Христианство, и платить дани Саксонским Князьям».
Славяне повсеместно описываются отличными мореходами со свойственной им «... обычной своей безрассудной отвагой ...», долгое время грабившие и опустошавшие Данию. Их флот был велик, так как в 1159 году по приказу «... привести в Любек все разбойничьи корабли Славянские ... [Славяне представили] лишь небольшое количество кораблей, и притом самых старых, ловко утаив все остальные, годные для войны ...».
У славян было распространено рабство их врагов, особенно Христиан: «... мы видели цепи и разные виды мучений, которые они [славяне] причиняли Христианам ...».
Самым большим славянским городом считалась «... Юмнета [Волина] ... действительно был самый большой город из всех имевшихся в Европе городов, населенный Славянами вперемешку с другими народами, Греками и варварами ... все [жители этого города] до самого его разрушения [в 1093 году] пребывали в языческом заблуждении ...».
Вся территория у Балтийского моря между Эльбой и Одером именовалась Славией, Гельмольд часто упоминает этот термин, подразумевая под ним все Славянские земли. Еще в 14 веке сохранились обозначения всего юго-западного Балтийского Поморья именем Славии, реже как Вендской земли, в торговых договорах эти области обозначаются как лежащие по Славянскому или Вендскому берегу.
Помимо Святовита одним из главных божеств славян был Перун, они строили храмы и драпировали их отделкой красного цвета. На острове Рюген (старые исторические названия – Руян, Руйян, Рутения) в городе Арконе, являвшимся религиозным центром Балтийских (Полабских) Славян, стоял храм, в котором помимо других идолов содержался посвященный Перуну конь (Гильфердинг А. Собр. соч. т. 4 «История балтийских славян», СПб., 1874, ).
Да правит миром любовь!