Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, регионах и народах планеты. Здесь каждый может сказать свою правду!

О полабских (западных) славянах

Правила форума
О славянах и русах, их государственности и культуре в средние века

О полабских (западных) славянах

Новое сообщение ZHAN » 08 дек 2013, 20:24

«Славянская хроника» («Chronica Slavorum», полное название «Incipiunt Chronica Slavorum Edita A Venerabili Helmoldo Presbitero») – важнейший исторический документ, описывающий дохристианскую и раннюю христианскую эпоху в жизни Полабских Славян. Является продолжением труда Адама Бременского (Adam von Bremen) «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»). В свою очередь труд Гельмольда продолжен Арнольдом Любекским (Arnold von Lübeck) в одноименном труде «Славянская хроника» («Chronica Slavorum»).
Таким образом, упомянутую трилогию можно отнести к уникальным и самым полным хроникам из жизни Западных (Полабских) Славян в период до Немецкого переселения на Эльбу.

Немец и христианин, Гельмольд, как и его покровители и руководители, несмотря на значительную разницу в социальном происхождении, безусловно, всецело принадлежал к их лагерю. С детства воспитанный в духе главенства Христианской церкви, в пренебрежении ко всему варварскому и языческому, он с презрением смотрел на коренное языческое население Славянских земель глазами немецких захватчиков. Его характеристика славян совершенно однозначна – славяне представляли собой языческую страну, где «... было обиталище сатаны и всякого духа нечистого ... ибо столь глубок был мрак заблуждений, столь велико упорство заросшего лесом идолопоклонства, что не так скоро и не так легко можно было их преодолеть ...».
Заметим, что ярко выраженное пренебрежение и презрение у него вызывают исключительно те славянские племена, которые «не почитают единого Господа», то есть не исповедуют Христианства. К христианским славянам у него расположение нейтральное (к Руси и к Польше) или положительное (к Богемии-Чехии). Это замечание - несогласие с теми критиками Гельмольда, которые приписывают ему «презрение и пренебрежение» к славянам в целом. Как усилительный момент своей мысли приведем его цитату, где говорится, что Юмнета-Волина была населена «... Славянами вперемешку с другими народами, Греками и варварами ... [которые] пребывали в языческом заблуждении ...». Здесь он осознанно и преднамеренно смешал в единую «презрительную и пренебрежительную» кучу только тех, кто не желал «подставить выю свою» под ярмо Христианской церкви.

Географическое расположение основных Славянских племен Гельмольд рисует следующим образом: «... Хижане и Черезпеняне живут по эту, Доленчане и Ратари по ту сторону Пены. Эти четыре племени за свою храбрость называются Вильцами, или Лютичами [Wilzi, Liutici, в средневековых источниках встречается и третье название – Велеты]. Ниже них находятся Глиняне [они же Лины или Линоги – Lini, Linoges] и Варны [Warnawi]. За ними следуют Бодричи [Ободриты – Obotriti], город их — Микилинбург [сегодня деревня Мекленбург в Восточной Германии]. Оттуда по направлению к нам живут Полабы [Polabi], их город – Рацисбург [Ратибор, сегодня Ратцебург]. Оттуда, перейдя реку Травну [Траве], мы попадаем в нашу землю Вагров [Wagiri]. Городом этой земли был некогда приморский город Альденбург [Старгард] ... Есть и острова в Балтийском море, населенные Славянами. Один из них называется Вемере [сейчас остров Фембре (Фемарн), находится напротив Альденбурга – бывшего Старгарда]. Он расположен напротив Вагрии, так что с него можно видеть Альденбург. Второй остров, больший, лежит против земли Вильцев, его населяют Раны, называемые также Руянами, – самое сильное среди Славян племя [Rani, Ruiani, Runi, современный остров Рюген], единственное, которое имеет Короля [в оригинале – Rех] ... Альденбург – это то же, что на Славянском языке Старгард, то есть Старый Город ...».

Среди славян «... распространены были многочисленные заблуждения – почитание священных рощ, источников и прочие суеверия ...». Они рисуются как «... строптивый и развращенный род ...», живущий «... в великой и страшной пустыне ...» идолопоклонничества.
Система иерархии Славянских Богов: «... злого бога они на своем языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть черным богом ... Среди множества Славянских божеств главным является Святовит, бог земли райской ... рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают ...».
Святовит – самый главный Славянский Бог: «... Святовит, бог земли Руянской, занял первое место среди всех божеств Славянских ... и все другие Славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов. Король же находится у них в меньшем по сравнению с жрецом почете ...».
Другие Боги: «... помимо рощ и божков, которыми изобиловали поля и селения, первыми и главными были Прове, бог Альденбургской земли, Жива, богиня Полабон, и Редегаст, бог земли Бодричей ...».
Принципы идолопоклонничества у славян: «... У Славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага. У других Божества населяют леса и рощи, как Прове, Бог Альденбургской [Старгардской] земли, – они не имеют никаких идолов. Многих Богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных Божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого Бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие Боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому Богу Богов ...».
Почитание славянами своих святынь было абсолютным: «... Славяне питают к своим святыням такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны ...».
Священная роща Прове описывается Гельмольдом таким образом, что не остается никаких сомнений в том, что он был этому очевидец: «... роща, единственная в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь среди очень старых деревьев мы увидали священные дубы, посвященные богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с Князем и с Жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только Жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывалось в приюте ...».
Вместе с тем среди славян были распространены христианские имена: «... жителей диких и непросвещенных, не связанных с религией ничем, кроме того, что они носили имя христиан ...».
Славяне в глазах летописца не только вероотступники, но и обычные разбойники: «... весь этот народ, преданный идолопоклонству, всегда странствующий и подвижный, промышляющий разбоем, постоянно беспокоит, с одной стороны, Данов [Датчан], с другой – Саксов [Германцев]. Не раз Великие Императоры [Священной Римской Империи] различными способами, а пастыри своим искусством пытались, не смогут ли они в какой-нибудь степени приобщить эти строптивые и неверные племена к познанию имени божьего и благодати веры ...».
Разбойничий дух Славян особо выражен, когда Гельмольд противопоставляет Славянский разбой спокойной жизни земледельцев и с отсутствием у них стремления к оседлой степенной жизни, то есть к тем ценностям, которые были стереотипны для социальной среды, в которой воспитывался Гельмольд: «... Славяне весьма искусны в устройстве тайных нападений. Поэтому вплоть до недавнего времени этот разбойничий обычай был так у них распространен, что, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях. Но они не затрудняют себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев, побуждаемые к этому только необходимостью защитить себя от бурь и дождей ...»

Несмотря на свою приверженность противоположной славянам стороне, Гельмольд не раз характеризует славян как мужественных и отважных воинов. Также славяне рисуются как свободолюбивый гордый народ: «... Славяне сбросили вооруженной рукой иго и с таким упорством старались отстоять свою свободу, что предпочитали лучше умирать, чем снова принимать Христианство, и платить дани Саксонским Князьям».
Славяне повсеместно описываются отличными мореходами со свойственной им «... обычной своей безрассудной отвагой ...», долгое время грабившие и опустошавшие Данию. Их флот был велик, так как в 1159 году по приказу «... привести в Любек все разбойничьи корабли Славянские ... [Славяне представили] лишь небольшое количество кораблей, и притом самых старых, ловко утаив все остальные, годные для войны ...».

У славян было распространено рабство их врагов, особенно Христиан: «... мы видели цепи и разные виды мучений, которые они [славяне] причиняли Христианам ...».

Самым большим славянским городом считалась «... Юмнета [Волина] ... действительно был самый большой город из всех имевшихся в Европе городов, населенный Славянами вперемешку с другими народами, Греками и варварами ... все [жители этого города] до самого его разрушения [в 1093 году] пребывали в языческом заблуждении ...».

Вся территория у Балтийского моря между Эльбой и Одером именовалась Славией, Гельмольд часто упоминает этот термин, подразумевая под ним все Славянские земли. Еще в 14 веке сохранились обозначения всего юго-западного Балтийского Поморья именем Славии, реже как Вендской земли, в торговых договорах эти области обозначаются как лежащие по Славянскому или Вендскому берегу.

Помимо Святовита одним из главных божеств славян был Перун, они строили храмы и драпировали их отделкой красного цвета. На острове Рюген (старые исторические названия – Руян, Руйян, Рутения) в городе Арконе, являвшимся религиозным центром Балтийских (Полабских) Славян, стоял храм, в котором помимо других идолов содержался посвященный Перуну конь (Гильфердинг А. Собр. соч. т. 4 «История балтийских славян», СПб., 1874, ).
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Гадания - жребий

Новое сообщение ZHAN » 08 дек 2013, 21:16

Особым пунктом выделим один аспект из жизни западных славян, оставляемый вне поля зрения другими исследователями – их вера в судьбу, предначертанную свыше, и их вера в возможность прочитать ее посредством слепого гадания. Это социальное свойство славян также неоднократно упоминается в источнике «Хроники земли Прусской» Петра из Дусбурга, именуемое жребием, а также аналогичное гадание у латышей по Венедскому типу.
Раны «... войско свое они направляют, куда гадание покажет ... [Жрец Ран] тщательно разведывает ответы [Святовита] и толкует узнаваемое в гаданиях. Он от указаний гадания, а Король и народ от его указаний зависят ...». Далее уже в отношении всех Славян сказано, что «... Жрец по указанию гаданий объявляет празднества в честь Богов ...».
Иными словами предсказания судьбы посредством гадания являлись характерной особенностью вообще всех западных славян.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Славянский язык

Новое сообщение ZHAN » 08 дек 2013, 21:21

Славянский язык был отличен от Латинского и Немецкого: Адольф Второй, граф Голштинский в 1128 году «... свободно изъяснялся по-латыни и по-немецки, он был сведущ и в языке Славянском ...».
Сам же славянский язык был единым языком для всех полабских славян: «... выслали вперед [одного] человека, знавшего Славянский язык ...», Христианский проповедник имел «... проповеди, составленные на Славянском языке, которые произносил понятно для народа ...», «... о чем Епископы и священники говорили непонятно, он [Готшалк] старался передать на понятном [для народа] Славянском языке ...».
Этот факт сразу выделим. Из этого прямо вытекает, что и Бодричи-Ободриты, и Раны-Руны-Руяны, и Вильцы-Лютичи-Велеты без переводчиков прекрасно понимали друг друга. Если принять во внимание теорию о том, что Раны-Руны-Руяны и Бодричи-Ободриты стали прародителями Руси, а Вильцы-Лютичи-Велеты Литвы, то, следовательно, литвины и русины также понимали друг друга напрямую.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Союз славянских народов

Новое сообщение ZHAN » 08 дек 2013, 21:23

В целом славянские народы жили друг с другом в постоянном союзе. Так, Мстивой и Мечидраг, Князья Винулов, подняли восстание в столице Вильцев-Лютичей-Велетов Ретре. Постоянно существовал союз Ободритов-Бодричей с Вильцами-Лютичами, например: «... Мечислав, Князь Бодричей, публично признавая веру Христову, а втайне ее преследуя, выкрал сестру свою [монашку], Богу предназначенную девицу Годику, из женского монастыря в Микилинбурге, соединив ее бесстыдным браком с неким Болеславом. Остальных девиц, которые там находились, [одних] своим рыцарям в жены отдал, [других] отправил [то есть подарил] в землю Лютичей и Ран ...».
И этот эпизод выделим. Если союз Ран-Рун-Руян, Бодричей-Ободритов и Вильцев-Лютичей-Велетов существовал на Восточных берегах Эльбы, почему этому союзу не существовать в новых государствах, созданных этими племенами после их изгнания с родины – в Литве и Руси?
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Власть наследственная и выборная

Новое сообщение ZHAN » 08 дек 2013, 21:27

Наряду с наследственной высшей властью существовало и право выбора народа: «... сговорившись между собой, они [Славяне Бодричи-Ободриты в 1071 году] возвели Крута на Княжество, обойдя сыновей Готшалка, которым власть принадлежала по праву ...».
Здесь Гельмольд говорит: Княжеская власть у славян, как правило, переходила по династической линии от отца к сыну, однако в экстраординарных случаях народное право выбора себе Князя было выше этих династических отношений.
Во всех землях Славии, где не было Княжеской власти, были старейшины, которые выбирались из самых авторитетных личностей племени (например, в земле Вагров упомянут старейшиной некий Маркрад).
Это еще один факт, на котором необходимо заострить внимание. Не аналог ли описанных выборов Князя у Бодричей-Ободритов выборам Князей в Восточной Европе? Уйдя с берегов Эльбы на восток Европы Полабские Славяне принесли туда и право выбора народом себе Князя.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Старцы

Новое сообщение ZHAN » 08 дек 2013, 21:31

Согласно Гельмольду летописцев у славян не было, все исторические сведения хранили славянские старцы: «... старцы Славянские, которые хранят в памяти все деяния язычников, рассказывают ...», повествования велись «... по рассказам древних народов ...».
Гельмольд не говорит о безграмотности полабских славян, он говорит только об отсутствии летописцев. Из этого высказывания нельзя заключить, что у западных славян не было письменности, так как, учитывая явную антипатию к ним со стороны Гельмольда, он бы об этом обязательно упомянул и не один раз. Кроме того, полабские славяне со всех сторон были окружены народами с уже устоявшимися системами письменности.
Здесь усматривается еще одна очевидная аналогия между старцами славянскими на берегах Эльбы и всем знакомыми с детских лет старцами русскими. Здесь очевиден ответ на простой вопрос - старцы русские пришли по обычаям Старцев Полабских. Зададим более сложный вопрос: почему после изгнания с Эльбы Бодричи-Ободриты сумели создать свою Русь, то почему бы и Вильцам-Лютичам-Велетам не создать свою Литву?
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Жертвоприношения

Новое сообщение ZHAN » 08 дек 2013, 21:33

Жертвоприношения у славян были не только животными: «... [в языческом храме] собираются мужи и женщины с детьми и приносят Богам своим жертвы волами и овцами, а многие и людьми – христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их Богам ... ибо Боги, как многие полагают, легче вызываются посредством крови ...».
Также выделим этот факт, так как человеческие жертвоприношения мы встретим и в Пруссии, и в Литве, и в Ливонии.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Отсутствие нищих

Новое сообщение ZHAN » 08 дек 2013, 21:35

У Ран-Рун-Руян «... нигде не найти ни одного нуждающегося или нищего потому, что тотчас же, как только кто-нибудь из них ослабеет из-за болезни или одряхлеет от возраста, его вверяют заботам кого-либо из наследников, чтобы тот со всей человечностью его поддерживал ...».
Аналогичную социальную защищенность у пруссов описал Петр из Дусбурга.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Раны – Руны – Руяны

Новое сообщение ZHAN » 08 дек 2013, 21:43

Многими исследователями это славянское племя отождествляется с родоначальниками Руси.
Ранам, также имеющим другие синонимические названия Руны и Руяны, Гельмольд отводит в своем труде значительное место. По тексту его летописания становится очевидным, что на месте их обитания – современном острове Рюген, принадлежащем Дании, – Гельмольд никогда не был и при описании Ран – Рун – Руян он использовал стереотипные для своего времени общепринятые представления об этом народе. И эти стереотипные представления, пусть даже многократно усиленные Гельмольдом, скажем прямо, характеризовали это славянское племя не с самой лучшей стороны.
«... Раны же, у других называемые Рунами [также Руянами], – это кровожадное племя, обитающее в сердце моря [на острове Рюген], преданное сверх всякой меры идолопоклонству. Они занимают первое место среди всех Славянских народов, имеют Короля и знаменитейший храм [Святовита] ...».
«... Их [Ранов-Рунов-Руянов] боятся так по причине особого расположения к ним Богов или, скорее, идолов, которых они окружают гораздо большим почетом, чем другие Славяне ...».
«... Главный город этой земли называется Аркона ...» – находилась в северной горной части острова Рюген. До недавнего времени сохранялся высокий, вышиной в 10 – 13 метров, древний вал, единственный след, оставшийся от знаменитого города и святилища Ранов-Рунов-Руянов.
Раны-Руны-Руяны не брезговали человеческими жертвоприношениями: «... среди различных жертв Жрец имеет обыкновение приносить иногда в жертву и людей-христиан, уверяя, что такого рода кровь доставляет особенное наслаждение Богам ...».
Гельмольд дает уникальные сведения об их повседневной жизни: «... Раны денег не знают и не привыкли пользоваться ими при покупке товаров ... А если бы ты хотел купить что-нибудь на рынке, то приобретаешь это на лоскут полотна. Если они ... получают золото и серебро, то они употребляют их на украшения для своих жен или отдают в казну своего бога ...».

Несмотря на опасливое и пренебрежительное отношение к ним, Гельмольд старается быть объективным, чем добавляет себе рейтинг: «... Хотя ненависть к Христианству и жар заблуждений были у Ран сильнее, чем у других Славян, однако они обладали и многими природными добрыми качествами. Ибо им свойственно в полной мере гостеприимство, и родителям они оказывают должное почтение. Среди них нигде не найти ни одного нуждающегося или нищего ... гостеприимство и попечение о родителях занимают у Славян первое место среди добродетелей ...».

Для всех читателей «Славянской хроники» очевидно, что один из трех упоминаемых этнических идентификаторов Раны-Руны-Руяны является самоназванием этого славянского этноса, все остальные представляют собой его фонетические интерпретации в устах иноязычных авторов. Какой из трех исконный теперь сказать просто невозможно.
Гельмольд, описывая Ран-Рун-Руян, никак не отождествляет их с Русью, напротив, складывается впечатление, что для него это совершенно не связанные друг с другом понятия. Претендуя на фундаментальность своего труда, Гельмольд обязательно отметил бы эту связь, если бы она имелась хоть в каком виде.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: О полабских (западных) славянах

Новое сообщение Буль Баш » 09 дек 2013, 19:19

ZHAN писал(а): Если принять во внимание теорию о том, что Раны-Руны-Руяны и Бодричи-Ободриты стали прародителями Руси, а Вильцы-Лютичи-Велеты Литвы, то, следовательно, литвины и русины также понимали друг друга напрямую.
Ничем не обоснованная теория. :D
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 17572
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: О полабских (западных) славянах

Новое сообщение ZHAN » 09 дек 2013, 23:04

Бульбаш писал(а):Ничем не обоснованная теория.
Обосновать то пытаются. Но дальше якобы логических построений дело не идет. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Вильцы-лютичи-велеты

Новое сообщение ZHAN » 09 дек 2013, 23:17

Всех Вильцев-Лютичей (у Франков – Велеты) Гельмольд разделяет на «... четыре племени, и они называются Лютичами, или Вильцами: из них Хижане и Черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, Ратари же и Доленчане – по эту ...». Пена – правый приток Эльбы в ее низовьях, из этого описания следует, что Хижане и Черезпеняне жили севернее, а Ратари и Доленчане южнее и «... эти четыре племени за свою храбрость называются Вильцами, или Лютичами ...».

На западе от Немецких племен Саксов и Гользатов их отделяла Эльба, на севере они граничили с небольшими Славянскими племенами Глинян (Линов-Линогов) и Варнов, а также могущественными Славянами Бодричами-Ободритами. «... Другая река, то есть Одра [Одер], направляется к северу, пересекает землю Винулов [Венедов], отделяя Поморян от Вильцев ...». Из этой цитаты следует, что на юге Вильцы-Лютичи граничили со Славянами Винулами-Венедами (и Лужицкими Сорбами), а на востоке со Славянами Поморянами.

Иными словами, зона расселения Вильцев-Лютичей была значительна и простиралась она между двух рек – Эльбой и Одером, а это более 400 километров. В настоящее время эти земли расположены в Германской земле Мекленбург-Ворпомерн.

Столица Вильцев-Лютичей «... их город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства. Здесь выстроен большой храм для Богов. Главный из них – Редегаст. Идол его сделан из золота, ложе из пурпура ...». В Ретре имелось «... девять ворот, и со всех сторон он окружен глубоким озером. Для перехода служит деревянный мост, но путь по нему открыт только для приносящих жертвы и испрашивающих ответы ...».
Ретра называлась Гельмольдом также «столицей Славян». Совершенно очевидно, что в самой Ретре Гельмольд никогда не был и эти строки он писал со слов тех, кто там бывал, поэтому достоверными следует признать только наличие города с храмом и идолом Редегаста, сведения про «золото» и «пурпур» сильно преувеличены, так как не согласуются с другими хронистами, его описывающими, в частности, с Титмаром Мерзебургским.

Город был полностью уничтожен до 1180 года (более точная дата не установлена), на его месте новых поселений не возникало.

Мнение некоторых исследователей о том, что «... также одной из столиц Лютичей являлся город Аркона ...», то есть, по Гельмольду, столица Ран-Рун-Руян с острова Рюген, кажется нам чересчур смелой. Признав эту версию, мы ничего кроме противоречий, с тем же Гельмольдом, не находим, а веских доводов в пользу такого утверждения нет.

Гельмольд описал и гражданскую войну внутри племенного союза Вильцев-Лютичей, которая происходила в 1057 году и в которой «... победителями оказались Черезненяне и Хижане», одолевшие Ратарей и Доленчан. Иными словами, доречные (до реки Пены) воевали с заречными (за рекой Пеной). Но Ратари и Доленчане, не желая оставаться в проигрыше, пошли на множественный коллаборационистский союз с королем Дании Кнутом 3-им, Саксонскими правителями и Князем соседних Бодричей Готшалком, с помощью войск которых сумели одолеть противников.

Хотя Гельмольд не дает никаких пояснений по поводу названий Славянских племен, у нас не возникает никаких сомнений в том, что названия основных четырех племен Вильцев-Лютичей являются самоназваниями – Хижане, Черезпеняне, Ратари и Доленчане и имеют исключительно Славянское начало. Сложнее обстоит дело с тройным идентификатором их как Вильцы-Лютичи-Велеты. Но фраза Гельмольда «... эти четыре племени за свою храбрость называются Вильцами, или Лютичами ...» фактически подтверждает гипотезу, на сегодняшний момент ставшую общепринятой, что коренное слово в этом идентификаторе следует искать в Славянском слове «Люты», то есть «злой до крайней степени» и, как следствие, «волк».
Вильцы – это Славянское и никакое другое самоназвание этого народа, корень следует искать в понятии «кривой» – «вилятый» – скорее всего «кривая извилистая местность». То есть Вильцы это просто-напросто жители, обитавшие на неровной местности. Если посмотреть на географию их зоны обитания в 10-11 веках (реки болотистая Пена и Эльба, прибалтийская холмистость), такое предположение более чем допустимо.
Велеты – не более чем основная фонетическая интерпретация Вильцев в устах Франкских (более вероятно по фонетике) и Германских (заимствовано у Франков) племен.
Лютичи – название Вильцев их Славянских и никаких иных соседей исключительно за их не совсем человеческие жестокие качества. Вполне допустимо, что в формировании этого термина сказался и тотемный символ волка, но только как далеко не основной и совершенно вспомогательный, так как других подобных примеров перехода тотемных символов в названия племен среди Западных Славян мы не наблюдаем.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

До 800 года

Новое сообщение ZHAN » 10 дек 2013, 23:45

Как считает Гельмольд, до создания Священной Римской Империи, то есть до коронования Карла Великого в 800 году, все южные берега Эльбы в районе Богемии-Чехии и немного к северу «... были заселены Саксами, что можно видеть по древним валам, насыпанным на берегах Альбии в болотистой земле Бальзамов, но впоследствии, когда Славяне одержали верх над ними, Саксы были перебиты, а землей их вплоть до наших дней [по Гельмольду – до 1159-1161 годов] владели Славяне ...».
Это чрезвычайно смелое предположение, которое требует отдельного разбора, так как в других источниках такого утверждения мы не встречаем. Однако эту цитату мы принимаем за истину, передаваемую из поколения в поколение и дошедшую до Гельмольда в виде уже почти забытой истории. Именно в таком виде ко времени жизни Гельмольда сохранила народная память давно ушедшие события – во-первых, такой факт имел место быть, и, во-вторых, упоминаемые валы есть не что иное, как исторические ориентиры тех забытых событий. Все остальное к его времени уже исчезло из памяти за давностью лет.
Совершенно не возможно оценить дату Саксонского изгнания под Славянским натиском с правого берега Эльбы, но это было задолго до 800 года. Мы же предполагаем, что, так как ни разу по тексту «Славянской хроники» в качестве мотиваций к захвату Славянских земель у Немецких захватчиков не упоминается «месть», «возврат ранее утраченного» или подобное, это событие было никак не ранее 700 года.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Начало христианизации

Новое сообщение ZHAN » 10 дек 2013, 23:48

Граница между племенами Саксов и племенами Славян проходила по Эльбе как минимум с 800 года, когда короновался Карл Великий как Первый Император Священной Римской Империи, до 1135 год, когда Император Священной Римской Империи Лотарь самолично «...переправился через Альбию и пришел в землю Славянскую ...».
Лютичи признали власть Карла Великого в начале 9 века, около 810 года. Северные Славяне в это время стали данниками Дании.
Центром христианизации Славян по замыслу самого Карла Великого, должен был стать Гамбург, «... ибо рвением пастырей Гамбургской церкви было посеяно слово божье среди всех Славян, Данов [Датчан] и Нортманнов [Скандинавов], и огнем его были растоплены холод и стужа севера ...».
Христианизация Славянских народов была начата никак не ранее 830 года, вероятнее всего, только после 880 года и продвигалась с трудом: «... Среди всех северных народов одни лишь Славяне были упорнее других и позже других обратились к вере ... Причиной этого было, как я считаю, непреодолимое упорство этого народа ...».
Следует заметить, что к этому времени не были христианизированы Дания и Скандинавия, которые устроили Христианам в 887 году настоящую резню: «...И они [Датские тираны в союзе со Скандинавами] ... собрались опять воедино и такую учинили резню, что жестокость их перешла все границы ... города со своими жителями, Епископы со всей паствой были умерщвлены, знаменитые церкви вместе с множеством верующих сожжены ...».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Начало военного наступления, первые восстания

Новое сообщение ZHAN » 10 дек 2013, 23:54

Серьезные военные походы против Славян начались только в 928 против Сорбов. Поводом послужили опустошительные набеги Датчан в союзе со Славянами на Левый Немецкий берег Эльбы, которые «… навели великий ужас на Саксонию …».
Первая масштабная битва Священной Римской Империи во главе с Королем Генрихом 1-ым Птицеловом со Славянами произошла под Ленчиным в земле Глинян (Вильцев-Лютичей) 4 сентября 929 года. Участвовали в ней и понесли поражение Вильцы-Лютичи, сразу после этого в том же году нападению подверглись Чехи: «... Богемцам же и Сорабам [ошибка автора – Лютичам], укрощенным уже другими Королями, и прочим Славянским племенам одной страшной битвой [Генрих 1-ый Птицелов] нанес такой удар, что другие, которых осталось очень мало, Королю платить дань, а Богу [принять] Христианство добровольно обещались ...».
Победы над тогда еще языческой Данией в 931 и 934 годах, действовавшей в союзе со Славянами, положили начало широкомасштабной экспансии на Восток по берегу Балтийского моря.
Таким образом, даты 929-934 года следует считать началом вооруженной экспансии, до этого времени Полабские Славяне не знали масштабных походов с Германской стороны.
В 948 году Император Священной Римской Империи Оттон Великий одержал судьбоносную победу над Данией, положив начало ее тотальной Христианизации, после чего последовало первое масштабное восстание Лужицких Сорбов, Бодричей и Гаволян, когда «... завершив надлежащим образом дела в Дании, доблестный Король Оттон обратил войско на усмирение восставших Славян ...». В том же 948 году «... впервые были основаны церкви в Славии ...».
«... После того как народы Славянские были покорены и обращены в Христианскую веру, Оттон Великий ... утвердил его [Магдебург] в качестве Митрополии для Славян ...». Это произошло в 968 году, однако Гельмольд, говоря о «покорении» Славян и «обращении» их в Христианство чрезвычайно искажает реальность, о чем сам повествует в дальнейшем. «... Магдебургскому же Епископству подчинена вся Славия вплоть до реки Пены. Викарных же Епископств – пять ...», это Епископства в Мерзебурге, Цейсе и Мейссене (земля Лужицких Сорбов), основаны в 968 году, Епископства в Бранденбурге (в земле Гаволян) и в Гавельберге (в земле Стодорян) основаны в 948 и в 946 годах соответственно. Шестое епископство в Альденбурге (в земле Вагров) основано около 948 года.
Таким образом, «... вся Славянская земля, как выше сказано, была покорена и разорена ...» уже к 968 году и «... вся земля Вагров, Бодричей, Хижан наполнилась церквями и священниками ...». Но сопротивление Славянских народов было постоянным, когда с помощью оружия, а когда и с помощью саботажа. Первое всеобщее восстание Полабских Славян случилось в 983 году при Императоре Оттоне 2-ом.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Первый возврат к своей вере

Новое сообщение ZHAN » 10 дек 2013, 23:57

После первой волны военного наступления Немецкие феодалы пытались мирно сосуществовать со Славянами и, согласно Гельмольду, это приводило к относительному миру в Славии. На протяжении 70 лет поддерживался относительный мир, Христианизация Западных Славян хотя и незначительными темпами, но продвигалась.
Но с приходом к власти в 1011 году Герцога Саксонского Бернарда 2-ого ситуация изменилась коренным образом: «... этот же Герцог [Бернард 2-ой] предал полному забвению то расположение, которое его отец и дед питали к Славянам, и столь жестоко угнетал народ Винулов своей жадностью, что поставил их в необходимость вернуться к язычеству ...». Именно Саксонские власти, их «... безрассудство заставило Славян стать вероотступниками ...», именно Саксонские власти «... с такой жестокостью преследовали [Славян], что те, сбросив иго, пытались защищать свою свободу оружием ...». Здесь отдадим должное Гельмольду, без страха указывающего на причины такого недовольства.
Мстивой и Мечидраг, Князья Винулов, направившись в Ретру, столицу Лютичей, подняли мятеж в 1018 году – второе масштабное восстание Славян. Восставшие прошлись по всему восточному берегу Эльбы «... не оставив по ту сторону Эльбы и следа от Христианства ...». Больше всего досталось Стариграду-Альденбургу, где было больше всего Христиан, которых «... перерезав всех их, как скот, 60 священников они оставили на поругание. Главный из них в этом городе носил имя Оддар. Вместе с остальными он был предан такой мученической смерти: разрезав железом кожу на голове в форме креста, вскрыли, таким образом, у каждого мозг, потом связали им руки за спиной и так водили исповедников божьих по всем Славянским городам, пока они не умерли ...».
Таким образом, спустя 70 лет Христианизации с помощью военной экспансии произошел стихийный возврат Славии к язычеству в силу объективных внешних причин.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: О полабских (западных) славянах

Новое сообщение Буль Баш » 11 дек 2013, 19:18

ZHAN писал(а):в силу объективных внешних причин.
Жестокое угнетение это причины конечно внешние. Но вот объективные ли? :unknown:
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 17572
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Дела внутри Славии в начале II тысячелетия

Новое сообщение ZHAN » 12 дек 2013, 22:38

В целом славянские народы жили друг с другом в постоянном союзе. Так, Мстивой и Мечидраг, Князья Винулов, подняли восстание в столице Лютичей-Вильцев Ретре. Постоянно существовал союз Ободритов-Бодричей с Вильцами-Лютичами, например: «... Мечислав, Князь Бодричей, публично признавая веру Христову, а втайне ее преследуя, выкрал сестру свою [монашку], Богу предназначенную девицу Годику, из женского монастыря в Микилинбурге, соединив ее бесстыдным браком с неким Болеславом. Остальных девиц, которые там находились, [одних] своим рыцарям в жены отдал, [других] отправил [то есть подарил] в землю Лютичей и Ран ...».
Остановимся на Готшалке, Бодрицком Князе. Он был сыном Удо, «… плохого жестокого Христианина …», внуком Мстивоя-Мстислава, одного из предводителей восстания 1018 года, создал Бодрицкое Государство, существовавшее в 1033-1061 годах. Известен своей жестокостью и ненавистью к Христианам в 1029-1032 годах в знак мести за убийство Саксом его отца Удо: «... плохие слухи доходят ежедневно до нас, а именно, что этот Князь Славянский, Готшалк, великое зло причиняет народу нашему и земле нашей [Саксонской] ...». Не смотря на это считался не только в Славии, но и в Европе в целом влиятельнейшим человеком, о чем говорит факт его женитьбы на дочери племянника Кнута 2-ого Великого (Короля Дании, Норвегии и Англии 1018 — 1035) Короля Дании Свена Эстригсона (1047 — 1076). После 1044 года вновь обратился в Христианство, вернулся в Славию, вернул себе власть, при нем Славяне «... набожно сохраняли Христианскую веру в течение всего времени, пока жив был Готшалк ...». Был убит в 1066 году язычниками, с его смертью процесс Христианизации Славянских земель стал регрессировать. Власть перешла к его сыну Бутую (Бутивой-Буту).
С 1071 по 1093 (и дальше) в Славии было время, которое можно охарактеризовать как гражданская война различной степени напряженности между наследными сыновьями Готшалка и захватившим власть Крутом. Концовка этой истории достойна пера драматургов: Генрих, младший сын Готшалка, добился от Крута разрешения на свое возвращение в страну под угрозой вечных морских опустошительных набегов с его стороны. Славия, жена Крута, предает своего старого мужа на совместном пиру с Генрихом, где Круту отрубают голову. В результате такой «Голливудской» развязки Генрих, младший сын Готшалка, жениться на Славии, предавшей своего мужа Крута и заклятого врага Генриха. В итоге Генрих восстанавливается в Княжеских правах, а Славия, как и подобает настоящей «Голливудской» женщине, остается Княжной, но с более молодым и сильным мужем.
Но смутное время не окончилось – все Южные и Восточные славяне поднялись против Генриха как продолжателя дела своего отца – Христианизации Славян, однако проиграли решающую битву. У Генриха был сын Мстивой-Мистуй, в оригинале Mistu.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Второй возврат к славянской вере

Новое сообщение ZHAN » 12 дек 2013, 22:41

После восстания 1018 года «... прочный мир господствовал в Славии, потому что ...» Император Священной Римской Империи Генрих 2-ой Святой «... усмирил Вендов частыми войнами ...», но бесчеловечные поборы властей не способствовали продвижению на землях Славян Христианства. Мир сохранялся до 1056 года, когда Гельмольд пишет, что «... прочный мир господствовал тогда во всем государстве [Священной Римской Империи], так как могущественнейший Император Генрих [3-ий] сильной рукой усмирил Угров, Богемцев, Славян и другие соседние государства ...».
В 1066 году случилось третье восстание Славян, в ходе которого «... все Славяне, объединенные общим движением, снова отпали в язычество, умертвив тех, которые твердо стояли в вере ... и опустела Альденбургская кафедра на 84 года ...», а в 1071 году Саксония на несколько лет даже стала данником Славян.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Новое нашествие

Новое сообщение ZHAN » 12 дек 2013, 22:44

Подобное течение истории не укладывалось в планы Немецких феодалов, они постоянно пытались исправить ситуацию в свою пользу, с их стороны шла военная экспансия разной степени интенсивности. Заключение Гельмольда, сделанное к 1085 году «... Славия была разделена на 18 округов, все они, кроме трех, были обращены в веру Христову ...» полностью волюнтаристское, так как Альденбургская Епархия еще не была восстановлена. В таком случае, о каком «обращении в веру Христову» может идти речь, если на Славянских землях не было головной Христианской организации со всей иерархичной церковной структурой?
Коренной перелом наступил в 1110 году, когда при Любеке были разбиты Раны-Руны-Руяны, после чего те стали данниками Римской Империи. С этого года все Славяне были вновь подчинены Священной Римской Империи «... и стали служить племена Ран Генриху, платя [ему] дань, так же как Вагры, Полабы, Бодричи, Хижане, Черезпеняне, Лютичи, Поморяне и все Славянские племена, обитающие между Альбией и Балтийским морем и простирающиеся длинной полосой до самой земли Полонов [Поляков] ...».
Позже случались стихийные одиночные выступления отдельных Славянских племен, самое крупное из них восстание Стодолян около 1120 года.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Генрих, король славянский, сын Готшалка

Новое сообщение ZHAN » 12 дек 2013, 22:50

Неславянское имя Генриха объясняется тем, что его отец Готшалк во второй половине своей жизни был ревностным Христианином и, судя по всему, дал Христианское имя своему сыну. Генрих описан положительно как продолжатель дела своего отца по продвижению Христианской веры в Славянских землях.
При описании 1126 года Гельмольд полностью отрицает ранее сказанное им в отношении «обращения в веру Христову» 15 из 18 Славянских округов: «... во всей стране Лютичей, Бодричей и Вагров не было ни церквей, ни священников, кроме как в городе Любеке, так как здесь пребывал Генрих с семьей [Князь, или как его в это время называет летописец, Король Славянский, поддерживающий Христианство] ...».
При Генрихе возникла благодатная почва к распространению Христианства в Славянских землях, о котором распространялась молва, что при «... Генрихе, Князе Славян, и о том, что тот, покорив языческие народы, имеет намерение распространить среди них Христианство ...». Генрих после длительного перерыва с радостью принимает в своей стране Христианских послов: «... нисколько не колеблясь, принял этих достойнейших мужей при всем своем народе с большим почетом и дал им церковь в Любеке, чтобы они могли там расположиться со всем своим достоянием и трудиться во славу божью ...».
С именем Генриха связан самый крупный внутренний Славянский конфликт в 1123-1124 годах на почве мести континентальных Славян с островными Ранами-Руянами из-за того, что Вольдемар, сын Генриха, внук Готшалка, был ими убит. Славяне совместно с Саксами собрали значительное войско и зимой по льду пришли на остров Рюген. Раны-Руяне, убоявшись такого войска, отделались заложниками и невиданным по тем временам откупом в 4400 марок, который так и не смогли выплатить. Второй поход за долгом не состоялся «... так как Генрих, прожив после этого еще не очень долгое время, смертью своей положил конец войне ...».
Этот эпизод служит показателем силы и могущества Ран, наводивших страх на Саксов, так как после этого «... Саксы больше не пытались вступать в землю Ран ...».
Над Христианизацией Славии нависла новая угроза, когда в 1127 году «... Генрих, Король Славянский, покинул этот мир ... ибо сыновья Генриха, Святополк и Кнут. наследовавшие государство, привели страну своими внутренними войнами в такое расстройство, что утратили и мир и дани с земель, которые отец их доблестью оружия приобрел ...».
Гражданская война между Святополком и Кнутом длилась всего около года, закончилась примирением братьев и дележом земель отца. В том же 1127 году «... Кнут был убит в городе Лютилинбурге [городе Лютичей], и Святополк один завладел государством ...» Славян. Годом позже, покорив себе Бодричей-Ободритов, Святополк полностью завладел Славией, при этом «... Князь Славянский [Святополк] обращается с христианами человеколюбиво ...» и при нем продолжается Христианизация его земель. Еще годом позже «... вдруг на не защищенный кораблями город [Любек – столицу Святополка] напали Раны и разрушили его вместе с крепостью ...» и в том же 1129 году был предательски убит Святополк, а спустя несколько месяцев и его сын Звинике-Звенько. И на этой смерти закончился славный род Готшалка, так как «... прекратился род [его сына] Генриха в Княжестве Славянском, ибо умерли его сыновья и сыновья его сыновей. Что род его скоро исчезнет, предсказал сам этот Князь, не знаю какими прорицаниями наученный ...».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Первая цитадель саксов в Славии

Новое сообщение ZHAN » 14 дек 2013, 12:49

«... После этого власть над Славянами перешла к благородному Князю Кнуту, сыну Эрика, Короля Данов [Кнут Лавард, Король Бодричей-Ободритов в 1129–1137 годах, сын Эрика 3-его Доброго, Датского Короля] ...», который «... отправился ... к императору [Священной Римской Империи] Лотарю и за большие деньги приобрел у него Бодрицкое государство, то есть всю ту власть над ним, которой обладал Генрих ...». Женился же Кнут на Ингеборг, дочери Новгородского Князя Мстислава Владимировича, внучке Владимира Мономаха. 6 января 1131 года Кнут был предательски убит: «... выскочили из своих тайных убежищ сидевшие в засаде люди, напали на Кнута и убили его, и, разделив тело его на части, с ликованием изливали на покойника свою жестокость ...».
«... После того как умер Кнут, по прозвищу Лавард, король Бодричей, ему наследовали Прибислав [Князь Вагров с 1125 года] и Никлот [Князь Бодричей с 1125 года], разделив государство на две части и управляя: один землей Вагров и Полабов, другой землей Бодричей. Это были два мрачных чудовища, очень враждебно относившихся к Христианам. И в эти дни во всей Славянской земле господствовало усердное поклонение идолам и заблуждения разных суеверий ...».
Если ранее Немецкими феодалами на Славянском берегу Эльбы возводились только культовые Христианские сооружения, то в 1137 году самим Императором Священной Римской Империи Лотарем строится крепость-цитадель с церковью – Зегеберг, ею управляют Германские вассалы Императора. Это первая значимая интервенционная постройка на Славянских землях чтобы «... подчинить весь народ Славянский божественной [Христианской] религии ...». К 1138 году число Славян-Христиан постепенно растет за счет приграничных с Саксонией земель, где активно действуют миссионеры, которые порой действовали «... уничтожая священные рощи и все нечестивые обычаи ...».
Но со смертью Великого Императора Лотаря в 1138 году снова «... пошатнулись дела церковные в Славянской земле ...». Прибислав разоряет пригород Зегеберга, а «... храм и недавно возведенное здание монастыря были истреблены огнем ...», Христиан ждали «... оковы и различные мучения ...».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Генрих Лев или начало конца

Новое сообщение ZHAN » 14 дек 2013, 12:51

В те же годы вспыхивает междоусобная война внутри Саксонии, чуть позже на Саксонию нападают Славяне, в результате чего «... земли Гользатов сильно беспокоила ярость Славян ...». Саксония в начале 1139 года ответила сильным ударом: «... они войну с успехом и частыми набегами опустошили земли Славян, причинив им то, что те собирались им причинять ...».
Именно эта Саксоно-Славянская война 1138-1139 годов, начатая, по мнению летописца, самими Славянами против Саксов, и закончившаяся поражением Славян и разграблением их земель, и послужила, по сути, отправной точкой к их изгнанию с правого берега Эльбы. Саксы завладевают Вагрской и Полабской землями.
В 1142 году Герцогом Саксонским становится знаковая в этой истории фигура – еще малолетний Генрих Лев, Герцог Саксонский с 1142 по 1178 год. Совместно с Альбрехтом Медведем (с 1134 по 1170 Маркграф Северной Бранденбургской марки) они были одними из активнейших организаторов и участников агрессии Немецких феодалов против Славян. Уже к 1142 году земли Западной Славии были фактически поделены между могущественнейшими людьми Саксонии, начинает отстраиваться Немецкая цитадель Зегеберг с Христианскими культовыми постройками.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Агрессия и начало немецкого переселения

Новое сообщение ZHAN » 14 дек 2013, 12:55

Именно в 1142 году начинается новая эра в Немецко-Славянких отношениях – эра неприкрытой Немецкой экспансии. Граф Адольф, на тот момент хозяин Вагрской земли Славян и прямой вассал Генриха Льва, так говорил Саксам в 1142 году: «... Разве это не вы завоевали землю Славянскую и не вы купили ее ценой смерти ваших братьев и родителей? Почему же вы последними придете, чтобы владеть ею? Будьте же первыми, переходите в землю обетованную, населяйте ее, станьте участниками благ ее, ибо вам должно принадлежать все лучшее, что имеется в ней, вам, которые отняли ее у неприятеля ...». Это был первый масштабный призыв к захвату Славянских земель и «... на этот призыв поднялось бесчисленное множество разных народов, которые, взяв с собой семьи и имущество, пришли в Вагрскую землю к графу Адольфу, чтобы владеть землей, которую он им обещал ...». В результате такого переселения для Славян была выделена земля, примыкающая к морю, которую Адольф «... отдал для заселения Славянам, и они стали его данниками ...». Таким образом, Вагры и Полабы первыми были «... несправедливо лишены наследия своих отцов ...».
В 1143 году строится вторая опорная Немецкая цитадель в Славии – Новый Любек, а также заключается мир с Никлотом, Князем Бодричей. Этот мир фактически закрепляет за Священной Римской Империей все завоеванные Славянские земли.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Второй крестовый поход

Новое сообщение ZHAN » 15 дек 2013, 00:47

Второй крестовый поход (1147 – 1149) фактически обрек славян на уничтожение, именно эти годы можно считать первой волной их физического изгнания не в другие славянские земли, а из Славии вообще. Именно в середине 12 века переселение полабских славян на восток Европы приобрело массовый характер.
В 1147 году со всех частей Священной Римской Империи было собрано огромное по тем временам войско: «... и в наше время неизвестно, и от сотворения мира не слыхано, чтобы собралось такое войско, войско, говорю я, чрезвычайно большое. И у всех на одежде и на оружии был знак креста ... и сочли вожди похода за лучшее одну часть войска отправить в страны Востока, другую – в Испанию, третью же – к Славянам, возле нас обитающим ...».
Первая и вторая часть этого похода, как известно, окончились полным провалом, единственным их достижением было отвоевывание у арабов Португалии. Мало кто вернулся с Востока и из Испании, но вот поход на Славию ... «... Третье войско крестоносцев предприняло поход против Славянских народов, а именно, против соседящих с нами Бодричей и Лютичей, чтобы отомстить за уничтожение и смерть, причиняемые ими Христианам, главным образом Данам [Датчанам] ...». Одним из руководителей этого похода был Герцог Саксонии Генрих Лев, роль в нем Маркграфа Северной Бранденбургской Марки Альбрехта Медведя неоценима.
Никлот, Князь Бодричей, начал строить защитный замок, пытался договориться с Графом Адольфом Саксонским согласно ранее заключенному мирному договору, но тот отказался даже с ним встретиться. Никлот в июне 1147 года делает предупреждающий удар, нападая на Любек, сжигает гавань с кораблями, опустошает окрестности и два дня осаждает город: «... [Славяне] убили храбрых мужей, которые пытались с оружием в руках оказывать им сопротивление, и увели их жен и детей в плен ...».
Получилось так, что «... Славяне совершили вылазку и, таким образом, первыми начали войну ... тогда все это войско, носящее знак креста, поторопилось спуститься в землю Славян, чтобы покарать их за недоброжелательность ...». Началось вторжение с кровопролитной осады двух славянских крепостей – Дубина и Димина, потери несли обе стороны, в результате «... был заключен такой договор, что Славяне принимают Христианскую веру ... и тогда многие притворно приняли крещение, а из плена отпустили всех стариков и непригодных [к труду] ...».
В качестве исходов второго крестового похода в Славию Гельмольд заключает, что «... таким образом, этот великий поход закончился умеренным успехом ... Славяне не выполнили своего обещания креститься и не удержали рук своих от опустошения Дании ...».
Несмотря на кажущиеся незначительные успехи Священной Римской Империи в Славии, что отмечают все исследователи и его современники, второй крестовый поход фактически заложил фундамент под полное изгнание славян с правого берега Эльбы.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Последствия второго крестового похода

Новое сообщение ZHAN » 17 дек 2013, 23:59

Саксы снова «...заключили мир с Никлотом и остальными Восточными Славянами ...». В приграничных областях наступил голод, славяне, пользуясь внутренними междоусобицами в Дании, разоряли ее. Генрих Лев, Герцог Саксонский «... начал править во всей земле Славянской, постепенно мужая и набираясь сил ... но ни в одном из походов, которые он успешно, будучи еще юношей, на Славию совершал, о Христианстве и не вспоминалось, только о деньгах ...». О Генрихе Льве добавим, что помимо откровенной алчности, дошедшей до того, что он «... отнял у него [Епископа] право на [церковные] десятины...», он страдал необузданным тщеславием: так, Христианские цели в Славии могли быть достигнуты только при условии удовлетворения «... желания Герцога, жаждущего светских почестей ...». Также добавим и о качественной стороне Славянского Епископства, которое нам преподносится как «... они сами, будучи тщеславны, пресыщенные богатствами своей достаточно окрепшей церкви ...».
Снова восстанавливаются Епископства на Славянских землях, так как «... за грехи человеческие Христианская религия в Славии прекратилась, эти Епископства пустовали в течение 84 лет ...», то есть с 1064 по 1148 годы. Но фактические Христианские служения начались еще 6 годами позже – только в 1154 году, когда Епископ Альденбуржский Герольд «... призвал народ Славянский к благодати возрождения, вырубая рощи и уничтожая нечестивые обряды ...». Было также приказано, чтобы народ Славянский «... приносил своих покойников для погребения во двор церкви, и по праздникам сходился бы в церковь слушать слово божье ...». Проповедник имел «... проповеди, составленные на Славянском языке, которые произносил понятно для народа ...». Славяне стали бояться «... приносить клятвы у деревьев, источников и камней ...», то есть исполнять языческие ритуалы, так как застигнутых за этим делом подвергали и духовным, и телесным наказаниям, их «... приводили к своему священнику, чтобы тот испытывал их железом или лемехами ...». Смертная казнь Христиан через распятие, ранее практиковавшаяся у славян, Генрих Лев «... отменил этот вид смертной казни в своей земле ...».
В 1150 году Лютичи «... Хижане и Черезпеняне начали понемногу бунтовать и противиться даням ...», восстание было подавлено, в результате саксы в союзе с Князем Бодричей Никлотом «... разрушили знаменитое языческое святилище с идолами и другими заблуждениями ...», предположительно святилище Яровита, находившееся в земле Лютичей-Черезпенян, в Волегоще. Двумя годами позже была уничтожена священная роща Славянского Бога Прове, в чем участвовал сам Гельмольд: «... когда мы пришли в эту рощу и в это место безбожия, Епископ стал увещевать нас, чтобы мы смело приступали к уничтожению рощи ... войдя во дворик, мы разрушили всю его ограду и свалили ее в одну кучу вокруг священных деревьев, и, подкинув огонь, устроили костер из множества бревен ...».
Хотя второй крестовый поход принес незначительные результаты для Священной Римской Империи, он позволил немецким переселенцам окончательно укрепиться на землях полабских славян, их «земли предков» были заняты, что послужило основанием к первому их массовому изгнанию из Славии.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Второй массовый исход полабских славян

Новое сообщение ZHAN » 18 дек 2013, 23:49

Явное стремление покинуть насиженные места мы встречаем в 1152 году. Славян обложили тяжелыми налогами, шла насильственная Христианизация, уничтожение языческих святынь, и Прибислав, Князь Вагров, говорит «... из-за платежей и тягчайшей неволи смерть кажется нам [Славянам] лучше, чем жизнь ... Но если бы было такое место, куда мы могли бы убежать! ... Что же остается другое, нежели, покинув землю, не уйти на море и жить там в пучинах. И разве наша вина, если мы, изгнанные с родины, возмутим море ...». Прибислав имеет в виду, что кроме морского разбоя славянам ничего другого не остается.
А под 1154 годом мы встречаем такую красноречивую запись о земле западных славян вагров: «... ушли Славяне, жившие в окрестных селениях, и пришли Саксы и поселились здесь. Славяне же постепенно убывали в этой земле ...».
Куда же они девались, если это было мирное время? Это был второй массовый исход Полабских Славян.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Третий массовый исход полабских славян

Новое сообщение ZHAN » 18 дек 2013, 23:57

Тем временем в политической жизни преуспевает Генрих Лев. В 1156 году он впервые в истории Священной Римской Империи становится двойным Герцогом, так как «... было для него новое имя создано, а именно – Генрих Лев, Герцог Баварии и Саксонии ...». Этот человек в те годы достигает своего наивысшего могущества, равного Королям: «... Генрих Лев, славный своим двойным Герцогством ... воля Герцога, противоречить которой было страшно ...».
В 1159-1160 годах накатилась третья волна славянского изгнания. Вся саксонская знать во главе с Герцогом Генрихом Львом отправилась в поход вместе с Императорским войском в Италию. Пользуясь его отсутствием, славяне нарушили договор о ненападении на Данию. Генрих Лев собирает сейм для восстановления справедливости, на который «... Славяне, сознавая свою вину, побоялись явиться к Герцогу. Герцог присудил их к изгнанию и велел всем своим быть готовыми к походу во время жатвы. Тогда Никлот, видя, что Герцог на него разгневался, задумал первым вторгнуться в Любек и послал туда своих сыновей [Прибислава и Вартислава] в засаду ... После этого Герцог Генрих [Лев] вторгся в землю Славян с большим войском и опустошил ее огнем и мечом. Никлот, видя храбрость Герцога, сжег все свои крепости, а именно Илово, Микилинбург, Зверин и Добин, принимая меры предосторожности против грозящей осады. Одну только крепость оставил он себе, а именно Вурле, расположенную на реке Варне, возле земли Хижан [Лютичей] ...». Вскоре князь бодричей Никлот был убит в бою, а «... сыновья его, услышав о смерти отца, сожгли Вурле и скрылись в лесах, посадив семьи свои на корабли ...». Генрих Лев, снова заключив с ними перемирие, «... разделил землю Бодричей и роздал во владение своим рыцарям ...».
А с 1161 года Генрих Лев, Герцог Баварский и Саксонский получает от Императора право «... одарять пожалованиями и утверждать Епископства во всей Славянской земле, которую сам или его предки подчинили себе щитом своим по праву войны ... И увеличились десятины в земле Славянской, потому что стеклись сюда из своих земель Тевтонцы, чтобы населить землю эту, просторную, богатую хлебом, удобную по обилию пастбищ, изобилующую рыбой и мясом и всеми благами ...».
«... В то время восточную часть Славии держал маркграф Адальберт, по прозвищу Медведь [Альбрехт Медведь], который ... поработил всю землю Брежан, Стодорян и многих других народов ... Наконец, когда Славяне мало-помалу стали убывать, он ... [пригласил из Северной Европы] много народа и поселил их в Славянских городах и селениях ...».
Таким образом, в 1159-1161 годах «... Славяне частью перебиты, частью изгнаны, а сюда пришли выведенные от пределов океана [западной части Балтийского моря] народы сильные и бесчисленные и получили Славянские земли ...». После этого «... был тогда мир по всей Славии ...», так как в Славии славян стало значительно меньше, чем пришлого народа. Автор не скрывает, что это было именно изгнание: «... которые после изгнания славян ...».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Фактический конец вильцев-лютичей

Новое сообщение ZHAN » 19 дек 2013, 00:01

Поход в землю вильцев-лютичей был проведен зимой 1162-1163 годов, когда Генрих Лев узнал о том, что «... сыновья Никлота, Прибислав и Вартислав, не удовольствовавшись землей Хижан и Черезпенян [Лютичей], стремились снискать себе землю Бодричей ...». Цели похода были самыми жестокими, так как Генрих Лев стремился, чтобы «... как бы Славяне не ускользнули случайно ...» из осажденных крепостей. Это явные черты геноцида.
Война окончилась сдачей, вильцы-лютичи были покорены к началу весны 1163 года, Генрих Лев в оковах держал «... всех благородных мужей Славянской земли ...».
Итак, весной 1163 года земля вильцев-лютичей была полностью покорена, эта дата может считаться последним днем существования их суверенного государства на их исконных землях. Созданное в завоеванной Славии марионеточное Славянское государство не распространялось на эти земли, поэтому вильцы-лютичи, не бежавшие до весны 1163 года, были ассимилированы немецкими захватчиками в течении ближайших поколений.
Вместе с тем 1163 год указывает на последнюю дату массового бегства вильцев-лютичей с земель своих отцов.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Конец Славии

Новое сообщение ZHAN » 19 дек 2013, 22:50

Последнее самостоятельное серьезное выступление славян случилось зимой-весной 1164 года, во время великого февральского наводнения. «... В тот же день, когда такие бедствия обрушились на приморские страны по берегу океана, в Славянском городе Микилинбурге произошло великое кровопролитие ... Вартислав, младший сын Никлота, содержавшийся в оковах в Брунсвике [был заложником у Генриха Льва как гарант мира с оставшимися Славянами], приказал, как рассказывают, через послов своему брату Прибиславу: ... приложи все силы, поступай, как подобает мужчине, и если не можешь миром, то посредством оружия вырви меня ... Прибислав собрал тайком войско и неожиданно пришел в Микилинбург ...». Прибислав призывал к восстанию славян, мотивируя это стремлением очистить свою землю от захватчиков, которые «... вторглись в пределы нашей страны и овладели городами и деревнями, которые должны принадлежать нам по праву наследования ...». Микиленбург пал: «... войско же Славянское, более сильное и людьми и оружием, в жаркой битве вторглось в крепость и перебило всех мужчин, в ней находившихся. Ни одного человека не оставили Славяне из этих пришельцев; жен же их и детей увели в плен, а замок сожгли ...». После этого, «... опустошив Микилинбург, Прибислав с самыми храбрыми мужами пошел впереди войска своего, желая скорее начать осаду ...» другого важного замка Илово, к которому «... с наступлением вечера все славянское войско подошло ...».
Прибислав не мог мириться с властью Герцога Генриха Льва, который «... отобрал у нас наследственное владение отцов наших и поселил во всех землях пришельцев ...». Таким образом, Прибислава можно назвать последним самостоятельным Полабским Славянским вождем, который прямо говорил, что «... никого, кроме меня одного, не осталось, кто бы думал о благе нашего народа или хотел бы поднять его из развалин ...». Он призывал славян Илово сдать город, взывая «.... к благоразумию, о мужи, оставшиеся от Славянского народа, обретите вновь смелость и передайте мне этот город ... но те, охваченные страхом, отказались ...». В ту же ночь подоспела подмога от Генриха Льва и на «... рассвете они сняли осаду и вернулись на свои места ...», однако вскоре заняли два других менее значимых замка – Миликов и Куцин.
«... Когда Герцог Генрих Лев услыхал о том, как поколебались дела в Славии ... он собрал большое войско и призвал родственника своего, Маркграфа Восточных Славянских земель Адальберта [Альбрехта Медведя] ... на помощь, отплатить Славянам за все то зло, которое они причинили ... он привлек и Вальдемара, Короля Данского, с его морским войском ...». Для устрашения славянского восстания Генрих Лев «... приказал Вартислава, Князя Славянского, казнить через повешение возле города Миликово ...». В это время к восстанию примыкают Поморские Князья Казимир и Богуслав, сыновья Вартислава Первого.
Решающее сражение произошло 6 июля 1164 года у города Димин. Удача сперва была на стороне восставших, которые смогли захватить лагерь саксов, однако воссоединенное после первого проигранного боя саксонское войско сумело нанести Славянам поражение «... и покрылось поле это грудами мертвецов ...» и были «... громадные жертвы среди Славян, счетом до 2500 человек ...».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

След.

Вернуться в Славяне и Русь

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron