9. Наиболее важным в этом пункте является утверждение, заключенное в последнем предложении: «Масштабные постоянные войны как способ наращивания прибавочного продукта, характерные для „сложных вождеств“, уходят в прошлое».
Однако в целом автором создана достаточно понятная картина раннего государства.
Подводя некий итог рассмотрению различных подходов различных авторов к вопросу возникновения ранней государственности, можно констатировать, что различные субъективные методики определения уровня общественно-политических образований все же не приводят к объективному результату.
Исходя из этого выскажем свою точку зрения. Мы считаем, что в качестве объединяющих причин предпосылками образования раннего государства выступают: осознание выгоды от объединения большинством народа; общая территория; общий язык; общая или взаимодополняющая хозяйственная деятельность; общие культы и вера; оборона.
Такие объединения демонстрируют стабильность и долговечность. Силовые объединения или объединения для решения только конкретных задач (война, грабеж, оборона, контроль территорий или торговых путей) формальны и нежизнеспособны, и мы видим подтверждение этому в истории готов.
К примеру, в готских предгосударственных образованиях – королевстве гревтунгов и в Готии тервингов – налицо была общая территория, общий язык, одинаковая хозяйственная деятельность, общие культы, однако не было главного – осознания выгоды от объединения. Постоянные разделения, измены, отсутствие единства вождей обусловили непрочность этих союзов.
Далее. Любые общественные объединения – семья, род, племя, государство – являются неустойчивыми системами и имеют тенденцию как к возникновению, объединению, так и к распаду на любой стадии развития. Поэтому главным критерием их существования является выражение воли, желания человека, группы людей, большинства членов какого-либо общества, большинства населения страны противостоять распаду.
Главным же критерием оценки развития общественно-политических объединений должно быть определение уровня развития производственных сил и отношений, организованности их политических структур.
А уровень развития общества любой политии должен определяться экономическими, базовыми принципами, которые должны рассматриваться в качестве основных характеристик.
Начальной же точкой отсчета для раннего государства должно являться появление в нем элементов внутренней эксплуатации. Это комплексный признак – этап, который рано или поздно проходят все государства в своем развитии. Он свидетельствует о том, что производительные силы общества развиты настолько, что оно начинает удовлетворять свои потребности за счет внутренних ресурсов, а это объективно потребует введения и усложнения налогообложения в обществе, что, в свою очередь, потребует совершенствования, усложнения и расширения управленческого аппарата, а это, в свою очередь, потребует введения и совершенствования законодательной базы, которая приводит к ускорению разделения общества на группы и классы, оформлению и обороне границ.
Исходя из этого только общество, где отсутствуют внутренние причины (условия) для распада, которое начинает удовлетворять свои потребности за счет внутренних ресурсов и в котором фиксируется начало внутренней эксплуатации, по нашему мнению, можно считать ранним государством.
Это утверждение довольно легко проверяется по данным источников. Дробление же уровня раннего государства на некие подуровни считаем нецелесообразным ввиду их почти невозможной фиксации и гипотетичности.
Теперь непосредственно приступим к определению социо-политической организации Готии и королевства остроготов, используя методики, которые, по нашему мнению, наиболее соответствуют определению уровня «раннее государство». Методики, в которых эта категория дробится, мы не рассматриваем, так как считаем их некорректными.
Вначале для определения уровня развития готских потестарных образований воспользуемся методикой Е.А. Шинакова.
Итак, рассматривая по этой схеме общественно-политические устройства готских образований, получаем следующую картину:
1) Торговые отношения готов внутри ареала и вне его носили характер обмена. О торговых отношениях с целью получения прибыли источники не сообщают, а по утверждению Тацита, «ростовщичество и извлечение из него выгоды им неизвестно». Торговля же с Римом являлась важным атрибутом жизни готов в условиях недостатка продовольствия и амуниции. Достаточно вспомнить ситуацию, приведшую к Адрианопольскому сражению. Торговые отношения с сарматами можно определить по данным археологии. Однако возникает вопрос: что составляло основу их торговли – товары собственного производства или на продажу выставлялось награбленное? По нашему мнению, второй вариант наиболее вероятен.
2) В интересующий нас период частной собственности на землю ни у тервингов, ни у гревтунгов не существовало. Подобие частного владения у готов появляется в V–VI вв. в Испании.
3) Государственной собственности у готов не существовало.
4) Некий аппарат управления готских образований получал от вождя определенную долю продукта, однако называть это жалованьем преждевременно. Напомним:
«У их общин существует обычай, чтобы каждый добровольно уделял вождям кое-что от своего скота и плодов земных, и это, принимаемое теми как дань уважения, служит также для удовлетворения их нужд. Особенно радуют их дары от соседних племен, присылаемые не только отдельными лицами, но и от имени всего племени».
«Покой этому народу не по душе, и так как среди превратностей битв им легче прославиться, да и содержать большую дружину можно не иначе как только насилием и войной; ведь от щедрости своего вождя они требуют боевого коня и победоносной фрамеи; что же касается пропитания и хоть простого, но обильного угощения на пирах, то они у них вместо жалованья».
По нашему мнению, эти фрагменты Тацита довольно точно определяют ситуацию в готских общинах.
5) Единственный способ возвышения у готов – это признание заслуг тингом или войском.
«Заслуги предков доставляют достоинство вождя; все прочие собираются возле уже проявивших себя на деле, никому не зазорно состоять их дружинниками. Впрочем, внутри дружины устанавливаются различия в положении. Дружинники упорно соревнуются между собой, добиваясь преимущественного благоволения вождя. Величие вождей, их могущество в том, чтобы быть всегда окруженными большой толпою отборных юношей, в мирное время – их гордостью, на войне – опорою. Чья дружина выделяется численностью и доблестью, тому это приносит известность, и он прославляется не только у себя в племени, но и у соседних народов; его домогаются, направляя к нему посольства и осыпая дарами, и молва о нем чаще всего сама по себе предотвращает войны».
6) Судебная власть в готских обществах, по Тациту, была в руках жрецов. В Готии власть вождя и жреца совмещал Атанарих. Как таковая, судебная власть у готов еще отсутствовала.
«Ни карать смертью, ни налагать оковы, ни даже подвергать бичеванию не дозволено никому, кроме жрецов».
7) В интересующий нас период существовала лишь традиционная система, находящаяся в руках одного жреца. Писаные законы появились позднее.
8 ) В готских образованиях в Восточной Европе никогда не существовало системы налогообложения.
9) В источниках нет достоверных сведений об отношении готов к власти как таковой и нет сведений о каком-либо обосновании. Удача – основной критерий власти. В готских структурах ее легко получить и так же легко потерять.
В результате вышеприведенного анализа соответствия можно заключить, что готские потестарные образования не преодолели рубеж раннего государства.
Теперь проведем анализ готских образований по характеристикам раннего государства, приведенных Х. Классеном в работе The Early State:
1) «Достаточное для социальной стратификации и специализации население.
2) Гражданство, которое определяется рождением или проживанием на территории государства.
3) Правительство централизовано и имеет достаточную власть, чтобы поддерживать закон и порядок силой или угрозой силы.
4) Государство независимо, по крайней мере де-факто. Правительство достаточно сильно, чтобы препятствовать сепаратизму, а также успешно отражать внешнюю агрессию.
5) Достаточное количество населения для начала процесса классообразования (правители и управляемые).
6) Уровень развития производственных сил достаточен для постоянного получения излишков продукции, которые используются для поддержания государственного аппарата.
7) Общая идеология, легитимизирующая власть правящего класса».
То есть «если для политии… характерны указанные выше характеристики, то мы можем говорить, что она достигла ступени раннего государства».
1) Скорее всего, этот признак соответствует обеим готским политиям, так как из источников можно сделать вывод о многочисленности их населения.
2) Такого понятия, как гражданство, в готских образованиях не существовало.
3) Такого понятия, как правительство, в готских образованиях не было. Закон и порядок поддерживался авторитетом вождя и жреца, а также традициями и обычаями.
4) Данная характеристика не соответствует развитию готских образований. Мы указывали на постоянные распри и нестабильность в готских объединениях.
5) Достаточностью населения вряд ли можно объяснить процесс классообразования, скорее всего, здесь надо говорить о развивающейся экономике, чего у готов мы не наблюдаем.
6) Говорить о некоем уровне производственных сил у готов не приходится, так как основной продукт они получали за счет насилия и грабежей. Вождь и «аппарат» существовали за счет традиции отдавать часть добычи на общее пользование.
7) Если речь в этом пункте идет о сакральности власти правителя, то, как мы уже указывали выше, подобного явления не было в готских образованиях, хотя язычество давало большие возможности вождям и жрецам.
И из этого сопоставления мы также не можем заключить, что Готия и королевство гревтунгов являются ранними государствами, поскольку из семи характеристик раннего государства в данном случае присутствует лишь один.
Также готские образования не подпадают под определение раннего государства, если использовать нашу методику. Проверим.
1) В обществе отсутствуют внутренние причины (условия) для распада.
2) Общество начинает удовлетворять свои потребности за счет внутренних ресурсов.
3) В обществе фиксируется начало внутренней эксплуатации: фиксация налогообложения в обществе, усложнение и расширение управленческого аппарата, фиксация введения и совершенствования законодательной базы, оформление и оборона границ.
Рассмотрим соответствие:
1) Во всех без исключения готских обществах отсутствие единства среди вождей было характерной чертой, на что мы постоянно указывали. Источники постоянно указывают на внутренние конфликты.
2) За всю свою историю готы никогда не удовлетворяли свои потребности за счет своих внутренних ресурсов. Грабеж и войны были, по сути, единственной возможностью их существования.
3) Налогообложения и законодательной базы не существовало в языческих объединениях Атанариха и Германариха.
Источники утверждают, что система организации власти готов была неизменна – выборность вождей вперемежку с наследственным принципом, и мы не располагаем сведениями о причинах, которые бы могли повлиять на его совершенствование.
Мы не располагаем достаточно точными сведениями о каких-либо границах готских образований. Приблизительные очертания в сообщениях источников – это не оформление рубежей. Тем более не уместно говорить об их обороне.
Итак, мы определили, что и по нашей методике готские образования периода тервингов Атанариха и гревтунгов Германариха не могут считаться ранними государствами.
Значит, необходимо рассмотреть соответствие этих образований более низкому уровню. Для начала этой работы воспользуемся определениями племени и вождества, которые фиксируются различными авторами:
«Племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции. Племя может обозначать форму как этнической, так и политической организации. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания, и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами»
[Коротаев А.В. Политическая организация сабейского культурного ареала во II–III вв. н. э.: к соотношению племени и государства // Племя и государство в Африке. М.: Институт Африки АН СССР, 1991.]
Как показывают этнографические исследования, племена являются прежде всего политическими союзами. Центром кристаллизации такого объединения нередко являлся предводитель или его потомок, считавшийся позже родоначальником всего племени. При этом нередко использовалась и вера в происхождение народа от какого-либо божества, так, например, считали германские племена алеманнов и лангобардов. Зачастую племена располагали легендой собственного этногенеза, повествующей, как и почему возник их племенной союз. Как же сложились признаки, отличающие их от иных племен?
«В политической антропологии племя рассматривается как форма политической организации (полития), одноуровневая вождеству, но отличающаяся от последнего консенсуальным типом политического лидерства, в то время как вождество характеризуется авторитарным типом политического лидерства. Процесс перехода этнической общности на уровень племени называется трибализацией».
[Коротаев А.В. «Апология трайбализма»: Племя как форма социально-политической организации сложных непервобытных обществ // Социологический журнал. 1995. № 4.]