Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, регионах и народах планеты. Здесь каждый может сказать свою правду!

Эхнатон - деспотичный фараон-еретик

Эхнатон - деспотичный фараон-еретик

Новое сообщение Richthofen » 06 июн 2014, 21:46

В Истории есть мало эпох столь же наполненных страстью, как амарнийский период Древнего Египта (около 1300 г. до Рождества Христова). Этот период может похвастаться такими историческими персонажами, как фараон-еретик Эхнатон, его прекрасная жена - Нефертити и несчастный и блистательный Тутанхамон. В те беспокойные времена произошло много разных событий: революция политическая, религиозная и художественная, похищения мумий, заговоры, инцест, травестизм. Есть даже указания на убийство. Логично, что эта эпоха дала нам много тем для разговоров. Сегодня новые открытия ставят Эхнатона, считавшегося прежде неким мистическим пацифистом, на одну ступень с такими преступниками как Гитлер и Сталин.Несмотря на то, что Амарнийский период (названный так по современному имени местности среднего Египта Тель-эль-Амарна, в которой Эхнатон построил город Хуатен - свою новую столицу) продолжался всего лишь около тридцати лет, проблемы и загадки, поставленные им, дадут пищу для размышлений еще не одному египтологу. Библиография, посвященная периоду правления Аменхотепа III, положившему начало отходу от культа бога Амона - замене культа традиционных египетских богов поклонением одному, единому богу солнечного диска Атону; его сыну - Аменхотепу IV, сменившему свое имя на Эхнатон; мистическому наследнику Эхнатона - Сменхкаре, которого иногда считают гомосексуалистом; и пришедшему ему на смену старому Эйе, при котором Египет более или менее вернулся к ортодоксальным верованиям - очень обильна. А представленные в этой библиографии интерпретации происходивших в то время событий радикально различаются между собой. Кроме того, все эти теории могут пойти прахом при появлении новых археологических открытий.При таком положении вещей надо отдать должное решимости известного британского египтолога, как Николас Ривс (Nicholas Reeves), автора, среди прочих великолепных книг, монографии "Весь Тутанхамон", опубликовавшего не так давно свое другое исследование "Эхнатон. Ложный пророк Египта" ("Akhenaton, Egypt's false prophet", изд-во Thames & Hudson, 2001). Похоже, что книга, в которой автором было высказано его личное, основанное на многолетних изысканиях, мнение по этому вопросу, становится таким же классическим трудом как "Эхнатон" Сирила Алдреда (Cyril Aldred). Ривс в последнее время даже проводил раскопки в Долине Царей, пытаясь найти там неизвестное захоронение амарнийского периода, но на настоящий момент его попытки успехом не увенчались.Утверждения, высказываемые Ривсом, совсем новыми назвать нельзя - об Эхнатоне и эпохе его правления уже было сказано многое - действительно новыми являются безапелляционность, с которой они излагаются черным по белому, и большая часть представленных доказательств.Самое большое удивление вызывает однозначность приговора, выносимого ученым фараону-еретику. Для Ривса Эхнатон был "ложным пророком", манипулятором, действовавшим во благо себе, чтобы поддерживать и усиливать свое деспотическое правление, и применявшим для осуществления своих целей совершенно тиранические меры, например, неприкрытый террор. Ничего не осталось от того Эхнатона идеалиста, метафизика и мечтателя, прочно обосновавшегося в традиционной египтологии. Даже изумительные изображения нового амарнианского искусства, которые, нарушая строгие египетские каноны, показывают фараона в кругу семьи, раскрепощенного и неофициального, целующего свою жену или ласкающего дочерей, являются не больше, чем политической пропагандой, направленной на то, чтобы сделать более человечным новое правление и диктатора Эхнатона. Ривс сравнивает эти изображения с фотографиями Гитлера, ласкающего свою собаку, или Сталина, набивающего трубку, или просветленного Мао на почтовых открытках.Ривс полагает, что странная внешность фараона на его изображениях - скульптурных, рельефных или живописных - является в основе своей художественным методом, позволяющим дать представление о его непохожести на людей и божественной сути.Тем не менее, он признает возможность того, что Эхнатон страдал от заболевания, обусловленного генетическими изменениями, - от синдрома Марфана. Эта болезнь не подразумевает умственные отклонения или импотенцию (в отличие от синдрома Фрелиха, от которого, как прежде считали историки, например Алдред, возможно, страдал фараон), но имеет симптомы, которые можно увидеть на многочисленных изображениях фараона: вытянутое лицо, пальцы в форме паучьих лап, анормальное искривление шеи и позвоночника, удлиненная форма черепа, гипогенитализм и неравномерные жировые подкожные отложения. Кроме того, данное заболевание приводит к ухудшению зрения, почти к полной слепоте, что объясняет крайнюю физическую близость, демонстрируемую царской семьей, его музыкальные способности, то, что он постоянно пользовался тростью и, last but not least (последнее по списку, но не по важности), его поклонение Атону - солнечному диску, "возможно, единственному божеству, символ которого он мог видеть".Ривс подчеркивает, что вне зависимости от того, страдал ли фараон от какого-либо заболевания или нет, монахом Эхнатон не был. У него не только было шесть дочерей от Нефертити и, возможно, Тутанхамон от второй жены - таинственной Хиа (Kiya), но и, кроме того, огромный гарем, состоявший из женщин "искусниц в различных любовных утехах". Египтологам хорошо известно, что царские наложницы многое умели в этой области: например, они не чуждались и садомазохизма. Эхнатон вступил в кровосмесительные отношения, как минимум, с одной из своих дочерей (и, возможно, еще с двумя другими), возведенной в ранг царственной супруги.И что, после всего этого, можно сказать о Нефертити? В тщательно проведенном исследовании Ривс указывает, что ее исчезновение в конце правления Эхнатона можно, почти однозначно, считать не его немилостью, как о том принято говорить, а скорее наоборот - ее продвижением в качестве соправительницы и наследницы фараона под другим именем. В таком случае она и есть тот таинственный фараон Сменхкара, пришедший на смену Эхнатону и бывший предшественником Тутанхамона, чьи ласки и пылкое проявление чувств к фараону-еретику, запечатленные на парных изображениях эпохи их совместного правления, вызвали крайнее изумление у египтологов, вплоть до того, что возникло предположение о гомосексуализме обоих. Странные бесполые колоссы Эхнатона являются таким образом скульптурными изображениями Нефертити, восседающей на троне как фараон.Написанный Ривсом в неярких красках портрет Эхнатона открывается описанием сложных отношений между египетским клиром и монархией, с того самого момента, когда королева Хатшепсут для того, чтобы взойти на трон, была вынуждена подчиниться влиятельным жрецам бога Амона. Переход Тутмоса IV и его наследника Аменхотепа III (отца Эхнатона) к культу бога Солнца, центр которого находился в Гелиополисе позволил получить независимость от жрецов Амона, правивших в Фивах. Эхнатон лишь поддержал эту тенденцию и усилил ее.Фараон-еретик оказывается царственным наследником после неожиданной смерти первенца Аменхотепа III. После не слишком ясной эпохи совместного правления со своим отцом Эхнатон становится фараоном и начинает продвигать свои идеи трансформации религиозного культа, основанные на его собственном видении, экстремистском и "предназначенном для избранных", культа солнечного диска.Новые исследования, касающиеся истории Эхнатона и его времени, совпадают с проходящей в эти дни выставкой, на которой представлен удивительный, окруженный тайной экспонат - саркофаг, который, как считается, принадлежал фараону (изначально он был сделан для царицы, возможно - Хии, но затем переделан для царя, чье имя и выгравировано на нем). Саркофаг был найден в 1907 году в таинственном склепе номер 55 в Долине Царей. Этот антропоморфный саркофаг сделан из дерева и покрыт золотом; его задняя часть пропала где-то между 1915 и 1930 годами и затем вновь появилась в коллекции одного швейцарского любителя искусства, передавшего ее в дар Мюнхенскому музею. После продолжительных переговоров между музеем и египетскими властями заднюю часть саркофага удалось вернуть на свое место. И теперь впервые почти за сто лет саркофаг экспонируется в целом виде. Когда он был найден в захоронении номер 55, внутри него находилась плохо сохранившаяся мумия, от которой остались одни лишь кости. О мумии шли долгие споры и делались всевозможные предположения, но с каждым разом ученые все больше убеждаются в том, что она принадлежит самому Эхнатону.По утверждению Ривса, "молодой и высокомерный" Эхнатон начал настоящую революцию. Он сконцентрировал всю власть, политическую и религиозную, в своих руках и стал строить новые храмы под открытым небом, чтобы принимать священные лучи солнца (от палящего светила получит солнечный удар не один приверженец новой веры), и новую столицу - Хуатен, спроектированную, по-видимому, по образу излучения, исходящего от склепа, который по приказу Эхнатона был построен за ее пределами. После этого он покинул Фивы - традиционную столицу правящей династии, чтобы окончательно поселиться в Хуатене вместе с новым классом правителей. Основываясь на текстах, Ривс полагает, что кроме ритуальных мотивов и политической стратегии, могла быть и другая причина таких перемен: попытка убийства фараона теми кругами, которые видели, что происходит и что их ожидает. Эхнатон устанавливает больше чем монотеизм, он создает божественную триаду - Атон, он сам и его супруга, царица Нефертити. Лишь фараон и его супруга владели ключами от нового культа. Народ должен был поклоняться им и только через них можно было достичь бога Атона. Ривс подчеркивает, что какими бы ни были настоящие убеждения Эхнатона, "на практике атонизм был не более, чем прагматичным инструментом политического влияния". В действительности же, отмечает историк, настоящим богом в религии Эхнатона был он сам.Царская чета изображалась в обрамлении блистательных шествий, пришедших на смену великим богам традиционного египетского пантеона. Богам, которые становятся запрещенными и изображения которых, вплоть до незначительных, преследуются с негодованием иконоборцев. Есть археологические находки, показывающие, что народ, который, похоже, никогда полностью не перешел к поклонению новым богам, прятал даже самые маленькие статуэтки, связанные с прежним культом; в свидетельствах, подобных этим, страх становится осязаемым, точно также как и та ярость, с которой, по прошествии времени, уничтожалось все, связанное с Эхнатоном и его культом. Ривс даже указывает, что смерть Тутанхамона могла быть убийством из опасения, что сын Эхнатона вернется на путь своего отца. Для того, чтобы понять, что означал для египтян запрет поклоняться их божествам, необходимо вспомнить, что боги были существами, являвшимися частью повседневной жизни страны Нила: они не только лежали в основе духовной жизни, но и наполняли смыслом любой элемент практического существования, в том числе науку и медицину. О последних годах жизни Эхнатона не известно практически ничего. Стал ли он немощен физически? Сошел ли с ума? Удалила ли его в ссылку Нефертити, о конце жизненного пути которой нам также ничего неизвестно? Тело, найденное в захоронении номер 55 в Долине Царей, куда оно, судя по всему, было перевезено из захоронения в новой, впоследствии заброшенной столице, и, предположительно, считающееся принадлежащим Эхнатону, находится в слишком плохом состоянии, чтобы поведать о многом. Ривс не отрицает, что фараон мог быть убит.

Источник: Смирнов А. Е.
Не ругай Тьму, лучше сам стань маленьким источником Света!
Аватара пользователя
Richthofen
прапорщик
 
Сообщения: 4557
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 23:10
Откуда: Германия
Пол: Женщина

Ахетатон - столица Эхнатона

Новое сообщение ZHAN » 08 авг 2014, 09:58

В 1368 году до нашей эры на египетский престол вступил Аменхотеп IV — самый необычный из древнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно интересный период в истории Египта. До него система мистико-религиозных представлений древних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной. Поклонение многочисленным богам шло еще со времен обожествления животных, например, бога мертвых Анубиса изображали в образе человека с головой шакала, бог солнца Гор (который воплощался в фараоне при его коронации) изображался летящим соколом или человеком с головой сокола, бог Тот — с головой ибиса, богиня Хатор — с головой коровы и так далее. Их культ дополнялся поклонением верховным божествам — Ра, Амону и Птаху. Каждого из них сопровождал целый пантеон родственных божков, которые имели власть в каком-нибудь одном номе или городе. Столь громоздкая система дробила Египет и мешала его объединению.

Фараон Аменхотеп IV упразднил культ бога Амона вместе с поклонением другим — крупным и мелким — богам. Жрецы бога Амона составляли тогда самую большую и влиятельную прослойку в обществе, настолько сильную, что могли даже противопоставить свое влияние власти фараона.

Аменхотеп IV порвал с фиванским жречеством и прежней официальной религией. Уже в первые годы царствования рядом с храмом бога Амона в Фивах, в саду с благовонными деревьями, он возвел храм богу Атону — «единому всеозаряющему животворящему Солнцу» — и верховным жрецом нового бога объявил себя.

На шестом году царствования разрыв Аменхотепа IV с фиванским жречеством оформился окончательно: фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, громадные владения жрецов были конфискованы, бесчисленные храмы закрыты по всей стране, имена богов соскабливались со стен общественных зданий. Сам он сменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону») и вместе с семьей, воинами, ремесленниками, новыми жрецами, художниками, скульпторами и слугами покинул Фивы — государственную столицу и центр культа бога Амона.

Поднявшись по течению Нила, фараон вышел на берег в широкой долине, окруженной неприступными скалами. На сверкающей золотой колеснице, в сопровождении приближенных Эхнатон прибыл к месту, где намечалось воздвигнуть храм богу Атону. Здесь совершилось «жертвоприношение большому отцу его (Атону) хлебом, вином, откормленными быками, безрогими тельцами, птицами, пивом, плодами, фимиамом, зеленью всякою доброю в день основания Ахетатона — Атону живому». Эта надпись была высечена на одной из 14 пограничных стел новой столицы, на другой стеле сохранилась клятва фараона никогда не переступать этих границ.

Чтобы в несколько лет на пустом месте построить большой великолепный город, мало было согнать туда много народу. Простую рабочую силу можно было использовать при возведении зданий, но для их отделки нужны были искусные мастера, которые и покрыли огромный храм бога Атона резными изображениями и надписями. Рядом с храмом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец — самое большое гражданское здание древнего египетского зодчества. Площадь его составляла 700x300 метров, и это не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основная часть дворца, как и храма Атона, была сделана из белого камня.

Весь он был украшен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями.

Возведенный город с храмами, садами, дворцами, богатыми кварталами вельмож, парками и прудами был объявлен «землей бога Атона». В этом городе даже тип древнеегипетского храма стал совершенно другим. Все прежние храмы вели из света во мрак культовой молельни, которая озарялась лишь светильниками у алтарей. Сумрачного состояния души требовала сама природа древних богов, рассчитанная на устрашающее почитание.

Культ бога Атона носил совсем иной характер. Главным ритуальным обрядом сопровождался восход солнца, при котором оживали берега Нила, распускались голубые и белые лотосы, из зарослей папируса поднимались стаи птиц, оглашая пробуждающийся мир своими криками. В этот момент в храме, который представлял собой громадный открытый солнцу двор, жители Ахетатона приносили солнцу свои дары: цветы, овощи и плоды. Храм был празднично оформлен пилонами, статуями фараона и живописью. Стоя на верхней площадке главного алтаря, Эхнатон взмахивал кадильницей с фимиамом, а музыканты, аккомпанировавшие на арфах и лютнях, придворные, жрецы и все молящиеся произносили нараспев слова гимна:

Прекрасен твой восход на горизонте, о живой Атон, зачинатель жизни. Встают люди, омывают тело, воздевают руки, радуясь рождению нового дня!.. Ты даешь жизнь и отдаленным странам, оплодотворяя дождем их земли. Как многочисленны и прекрасны творения meow люди, животные, цветы, травы — все, что есть на земле, в воде и в воздухе!

Новые идеи фараона-реформатора проявились также в поэзии и живописи, архитектуре, скульптуре, да и в обыденной жизни. Эхнатон не вел войны, поэтому он нигде не изображен захватывающим земли или карающим врагов. Поэтому рельефы, живописные и скульптурные портреты представляют его человеком, погруженным в философские размышления, с богатым внутренним миром: в изображениях фараона угадывается некоторая созерцательность, обостренное, почти чувственное ощущение полноты бытия со всеми его радостями и горестями.

Эхнатон умер рано, когда ему не было еще и 35 лет, и не оставил ни сыновей, ни достойных сподвижников. Некоторые исследователи даже предполагают, что он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него.

Новые фараоны делали все, чтобы вычеркнуть из истории память о своем предшественнике и его новом боге. Они стерли, растоптали и уничтожили все, что было создано Эхнатоном. Особенно старался военачальник Херемхеб, воцарившийся на египетском престоле якобы по «воле бога Амона». Не имея законных прав на трон, он с особым рвением преследовал память о фараоне Эхнатоне. По приказу Херемхеба началось уничтожение Ахетатона, к тому времени уже и так окончательно покинутого. Прекрасный город громили с ненавистью: разбивали и крушили великолепные храмы и дворцы, статуи и рельефы. Потом руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. На том месте, где некогда сверкали белизной набережные, до 1880 года в царстве солнца и тишины тянулась узкая полоса посевов, а в тени густых пальмовых рощ приютились три небольшие деревушки.

Открыли город фараона-реформатора, как это часто случается, совершенно случайно. В конце 1880-х годов одна женщина из маленькой деревни Телль-эль-Амарна нашла несколько глиняных табличек с какими-то надписями. Она поняла, что это — те самые «древности», которыми так интересуются иностранцы. Чтобы увеличить рыночную ценность своей находки, она разломала таблички на несколько частей, которые и предложила торговцам-перекупщикам. Те отнеслись к ним довольно скептически и предложили за них весьма низкую цену. Только один из торговцев понял, что таблички покрыты какой-то письменностью, и предложил их различным музеям Европы.

Однако и ученые, испытавшие много разочарований из-за восточных подделок, отнеслись к табличкам из эль-Амарны недоверчиво. Лишь сотрудники Берлинского музея не только установили подлинность глиняных фрагментов, но и решили скупить все письменные таблички, к тому времени оказавшиеся во всех частях света.

Так в начале 1890-х годов в районе Телль-эль-Амарны начались первые раскопки, к которым приступил англичанин Уильям Мэтью Флиндерс Питри. Он был по образованию химиком и математиком, потом занялся коллекционированием древностей, а затем, в течение почти 50 лет, был «землекопом с метром и теодолитом в руках». Однако Ф. Питри, который до этого открыл уже много интереснейших памятников египетской истории, к раскопкам в эль-Амлрне вскоре потерял интерес. Начавшая было приоткрываться тайна так и осталась неразгаданной.

Только в 1907 году Германское восточное общество решилось взяться за раскопки таинственных холмов близ эль-Амарны. 'Руководил этими работами Л. Бурхардт, которому принадлежит честь открытия всемирно известного теперь бюста Нефертити — необыкновенного памятника, подарившего человечеству совершенно новую страницу истории древнеегипетского искусства.

Первая мировая война прервала исследования в эль-Амарне, и они были продолжены только после ее окончания. Археологические находки постепенно восстанавливали короткую историю Ахетатона — «могущественного города лучезарного Атона, великого в своем очаровании... и полного богатств».

Большую часть огромной территории города-резиденции фараона Эхнатона сегодня уже можно себе представить. Она была построена на месте, до того никем не заселенном, и потому вопрос об ограниченности городской территории тогда не возникал. А так как Ахетатон существовал весьма недолгое время, то вопрос о земле и в дальнейшем не мог стать проблемой, поэтому для города были характерны широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка и богатых, и бедных домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность всех построек — однотипность их планов. Существенным отличием бедных домов от богатых было лишь то, что к бедным не пристраивали молельни, хозяйственные службы, помещения для рабов и слуг.

Типичный богатый дом в Ахетатоне — это обычно целая усадьба, занимавшая площадь 68x55 метров. В центре ее находилось жилое здание, вокруг которого располагались сад, молельня и другие постройки. Вся усадьба обносилась стеной с двумя входами: от главного входа дорожка вела к небольшому дворику, откуда, поднявшись по нескольким ступеням, попадали в крытый подъезд дома. К подъезду примыкало небольшое помещение, через которое проходили в большую продолговатую комнату с 4 круглыми колоннами: это была своего рода приемная для гостей и одновременно комната, где отдыхали хозяева.

За приемным залом находилась центральная комната всего дома — большое помещение тоже с четырьмя колоннами, но уже квадратными. Отсюда двери вели в остальную часть дома — спальню хозяина, комнаты членов семьи и т.д. Все помещения освещались через окна, расположенные вверху наружных стен — почти у самой крыши. Чтобы осветить центральную комнату, стены ее были сделаны большей высоты, чем у соседних помещений.

Большие и хорошо спланированные дома знати располагались у самых дорог; дома поменьше — за ними, но тоже близко к дороге, а дальше, на кривых улочках с узкими проходами, беспорядочно ютились хибарки бедноты.

Жрецы солнечного бога Атона размещались в огромном районе с роскошными порталами и улицами для процессий, с украшенными колоннами молельнями, со скульптурами и рельефами. По замыслу Эхнатона все помещения иногда оформлялись в виде нильского берега: тонкие колонны напоминали стебли папируса, в росписях стен и пола повторялись цветы и бутоны лотоса, а также порхающие в зарослях птицы. Эти мотивы и раньше встречались в египетском искусстве, но никогда прежде в них не было такого богатства сюжетов и красок, такой свободы и изящества исполнения, такого увлечения красотой линий и цвета...

Эта же естественность, сменившая канонизированную стилизацию поз и жестов, проявилась и в изображении людей, например, Эхнатон часто запечатлен в семейном кругу — с женой Нефертити и дочерьми. Среди найденных в эль-Амарне памятников мало таких, где фараон изображен без Нефертити.

Основывая новую столицу Ахетатон, фараон Эхнатон обещал царице воздвигнуть в ней ее собственное место для почитания солнца — «сень Рэ». У Нефертити было свое большое и великолепное судно, качавшееся у дворцового причала рядом с ладьей фараона.

К сожалению, сейчас от дворца Нефертити остались одни развалины, однако известно, что в северо-восточном конце сада находилась длинная постройка, тянувшаяся вдоль северной стены дворца. Внутри этого зала столбы, поддерживающие потолок, стояли в один ряд — каждый на крохотном островке между перемежающимися водоемами. Эти водоемы были сделаны в виде огромных букв «Т»: в верхнем ряду они были повернуты отвесным концом вниз, а в нижнем — вверх. Вклиниваясь отвесными концами ряд в ряд, буквы «Т» образовывали строгий узор. Перила и пол вокруг водоемов, а также откосые стенки перил были сплошь расписаны растительным орнаментом и изображениями цветов.

Такова была эта «великолепная усадьба Солнца», украшенная небольшими храмиками, полная водных затей и утопающая в зелени и цветах. После Нефертити эти владения перешли к ее дочери Мийот.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 75863
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Эхнатон - деспотичный фараон-еретик

Новое сообщение Richthofen » 08 авг 2014, 23:37

Между прочим, я НЕ верю в синдром Фрелиха, которым, как утверждаю ученые медики, он был болен...Все его дети и жена - Нефертити изображались так же....Он был сыном либо Бога, вступившего связь с го матерью, либо пришельца-инопланетянина. Я серьезно. Существует множество свидетельств о связи инопланетных существ с земными женщинами. Этим рассказам несчастных (или счастливых? :) ) никто не верил, их сажали в психушки! А между тем, когда на Земле была самая первая эра развития нашей планеты - Архей, и на Земле еще не было атмосферы, на Марсе она имелась!!!!!!!! И была она настолько насыщенной и богатой, как на нашей планете в давние-давние времена, когда людишки еще не загадили Землю своими...машинами. То, что на Марсе и вода имелась - предполагаемо возможно. А то, что атмосфера его состоит преимущественно из углекислого газа, аргона и еще неких газов - еще не решающий фактор! Самое необходимое для появления жизни - воздух и вода. Они были на Марсе. Еще ученые выдвинули версию о том, что кроманьонцы были созданы искусственно, дабы ''подтолкнуть'' развитие жизни на Земле. Тка что,,,вновь возвращаемся к деформированной форме черепа. :)
Не ругай Тьму, лучше сам стань маленьким источником Света!
Аватара пользователя
Richthofen
прапорщик
 
Сообщения: 4557
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 23:10
Откуда: Германия
Пол: Женщина


Вернуться в Древний Египет

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron