Рабы ли были илоты?
Афиней:
Μύρων δὲ ὁ Πριηνεὺς ἐν δευτέρωι Μεσσηνιακῶν «πολλάκις» φησίν «ἠλευθέρωσαν
Λακεδαιμόνιοι δούλους καὶ οὓς μὲν ἀϕέτας ἐκάλεσαν, οὓς δὲ ἀδεσπότους, οὓς δὲ ἐρυκτῆρας,
δεσποσιοναύτας δ' ἄλλους, οὓς εἰς τοὺς στόλους κατέτασσον, ἄλλους δὲ νεοδαμώδεις ἑτέρους
όντας τῶν εἱλώτων».
Мирон из Приены во второй книге Мессеники сообщает: "лакедемоняне часто отпускали на волю <своих> рабов и одних <из них> называли афетами, <вторых> – адеспотами, <третьих> – эриктерами, других же – которых зачмсляли в войско – деспосионавтами и неодамодами, которые <оба> также
<наряду с тремя вышеуказанными> происходили из илотов».
Отрывок из комментария Эвстафия (кон. XII в.) к Илиаде Гомера (ad. Il. 3. 753). Здесь явно либо копируется сам Мирон, либо имеет место парафразирование отрывка из Афинея:
Παρὰ δὲ Λάκωσιν οἱ παρὰ τὸ Ἕλος Εἵλωτες ἐλευθερωθέντες ἐκαλοῦντο ἀφέται͵ οἱ δὲ
έσποτοι͵ τινὲς δὲ ἐρυκτῆρες͵ ἄλλοι δεσποσιοναῦται͵ οὓς εἰς τοὺς στόλους κατέτασσον͵
αν δὲ καὶ οἱ νεοδαμώδεις ἕτεροι τῶν Εἱλώτων.
«У лаконцев илоты, <живущие> у Гелоса, после отпуска на волю назывались <одни> афетами, <вторые> – адеспотами, <третьи> – эриктерами, другие (без δε) – деспосионавты, которых они зачисляли в войско, наряду с (δὲ καὶ) неодамодами так же <как и указанные выше три категории вольноотпущенников> из илотов».
Неодамоды известны нам из исторических источников. Эта категория спартанских вольноотпущенников возникла в ходе Пелопоннесской войны и исчезла не позднее середины 4 в. до н. э.
Можно предположить, что деспосионавты появились хронологически вслед за ними, и, судя по своему названию, после освобождения зачислявшиеся во флот.
Поскольку об афетах, адеспотах и эриктерах нам больше ничего из других источников неизвестно, чожно предположить, что эти категории вольноотпущенников существовали одновременно с Мироном Приенским, т. е., вероятно, не ранее 3 в. до н. э.
Кажется, слово афеты происходит от слова ἀφίημι, т. е. "отпускать, освобождать". Слово адеспоты означает "не имеющие хозяина", а слово эриктиры, происходящее от глагола ἐρύκω ("удерживать, сдерживать"). Есть мнение, что афеты означало всех вольноотпущенников вообще, а слова адеспоты и эриктиры выражали более конкретно взаимоотношения со своим бывшим хозяином после процесса манумиссии: в таком случае адеспоты были полностью свободны от любых обязательств, а эриктиры были каким-то образом привязаны к бывшему хозяину. Но если это верно, то в 3 в. до н. э. илоты уже находились в зависимости не от государства, а от частных лиц, что указывает на сильную трансформацию спартанского общества со времени Эпаминонда. В таком случае, илотия к этому времени полностью совпадала с тем, что в древних обществах подразумевалось под понятием рабство.