23 августа основные польские силы были мобилизованы, а 30 августа был дан приказ всем выйти на исходные позиции, заранее определенные для войны с Германией. В то время когда в Польше объявили приказ о выходе на позиции, когда весь мир знал, что война уже на носу, Англия и Франция сказали: «Отмените мобилизацию, отложите ее, потому что мы будем говорить с Германией».
Таким образом, мобилизационные планы Польши были выполнены только на 60 %, а развертывание войск состоялось лишь наполовину. Всего было развернуто 24 пехотные дивизии, 8 артиллерийских и одна бригада. Польша совершенно серьезно рассчитывала, что, как только начнутся военные действия, Германия будет занята на западе Франции сражениями с французскими войсками. В это время доблестная польская кавалерия пойдет на Берлин. Таковы были оперативные планы польской армии.
3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии. 7 числа части 3-й и 4-й французских армий перешли немецкую границу и заняли часть укреплений линии Зигфрида — это линия обороны, которую Германия построила против Франции. Там было небольшое немецкое поселение — городок Саар, немцы оттуда ушли. 7 сентября французы вошли в Саар, а немцев там нет. Сопротивления не было, гражданского населения тоже не было, и дальше французы не пошли.
Итак, войну объявили 3-го, 7-го вступили на территорию Германии, а 12 сентября состоялось заседание французско-британского высшего военного совета, в котором участвовали руководители государств Даладье и Чемберлен и главнокомандующий французской армией. Они договорились: «Мы прекращаем наступать на Германию, поскольку развитие событий в Польше не оправдывает наших военных усилий». На этом война Англии и Франции против Германии за освобождение и спасение Польши закончилась.
Оказалось, что практически все обязательства по отношению к Польше, которые так громко декларировали французы и англичане, стоят меньше бумаги, на которой они написаны. Польские послы пытались шуметь в Берлине, в Лондоне и в Париже, но заставить союзников изменить намерения было бесполезно. Англичане и французы твердо решили не воевать. А зачем им воевать?
Дальше немецкое наступление развивалось вполне успешно. Войска немцев за две недели вышли к Бресту, это уже была граница. Варшаву окружили тоже через две недели.
Советские войска вступили в пределы Польши 17 сентября. Нужно отметить, до 17 сентября шли бои, польская армия еще не была уничтожена и пыталась сопротивляться. В ночь на 17-е, к утру, польское правительство и польское командование покинули Польшу. Таким образом на момент, когда советские войска перешли польскую границу, в Польше не было ни правительства, ни военного командования, и армия практически была разгромлена. Командование польской армии отдало приказ: «Не сопротивляться и не открывать огонь по Красной армии, сопротивляться только немцам».
Советский Союз потребовал от Германии присоединить к СССР польские земли до линии Керзона — те, которые были определены Версальским договором как восточная граница Польши. Скрепя сердце немцы согласились. После Первой мировой Польша получила часть территории Австро-Венгрии — Галицию. Советский Союз сказал, что основное население там украинское, поэтому мы хотим присоединить эту территорию. Немцы опять согласились, им было все равно. Так Украина получила Галицию, а украинский народ — движение «западенников».
Хочу лишь напомнить: национальное движение на Украине было создано австрийской военной разведкой в 1913–1914 годах. Политические партии, из которых потом выросли и оуновское, и бандеровское движения, — это была попытка австро-венгерской армии создать очаг для будущей борьбы против Российской империи. Также офицеры и будущие командиры польской армии были офицерами австрийской армии. Польское национальное движение тоже было создано австрийской военной разведкой для борьбы против России. Пилсудский был офицером австрийской армии.
В боевых действиях против немцев потери поляков составили 60 тысяч убитых и 133 тысячи раненых. Немцы потеряли убитыми 14 тысяч.
Тут надо подробнее рассмотреть еще один фактор — якобы превосходство Вермахта по всем военным показателям. Факты свидетельствуют, что в войне против польской армии, у которой почти не было противотанковых войск, немцы потеряли тысячи танков и бронемашин, почти треть машинного парка бронетанковых войск Германии. То есть, несмотря на все разговоры о военном искусстве Германии, результаты получились довольно неутешительны. Люфтваффе потеряла в боях с польской армией 700 самолетов — 32 процента всех своих самолетов. При этом у Польши не было серьезной авиации. Польские летчики, кстати, — очень хорошие летчики. Свыше 30 процентов летчиков, которые воевали в британских военно-воздушных силах и отстояли Лондон, были не англичане, а поляки, уехавшие из Польши.
Последнее, что я хочу сказать относительно Польши: в мае-июне 1945-го созданное в Советском Союзе Войско Польское насчитывало 400 тысяч солдат. Это была самая крупная военная сила, кроме советской, которая воевала на восточном фронте. В составе Войска Польского было две армии, 400 танков, 600 самолетов, то есть очень серьезная военная сила. Кроме того, в армии Крайовой, подчинявшейся лондонскому правительству, воевало около 350 тысяч поляков. Получается, против немцев так или иначе воевали порядка 750–800 тысяч поляков — это намного больше, чем воевало французов даже в лучшие годы. Кроме того, еще несколько польских дивизий сражались на западном фронте, я уже не говорю об армии Андерса, которая ушла в Иран и вступила в военные действия в Италии в конце 1944 года.
По справедливости получается, если кому-то кроме Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов полагалось подписывать акт о капитуляции Германии — это должны быть поляки, а не французы. Французы этого не заслужили, поляки — да, заслужили. Но этого не хотели прежде всего англичане. Они боялись Полыпы, находящейся под советским влиянием. Иосиф Виссарионович тоже не хотел, чтобы поляки подписывали это соглашение, у него были свои счеты с Польшей.
Второй момент, который я хочу отметить, — присоединение Бессарабии. Историю Бессарабии вообще мало кто знает. Вспомним, Турция присоединила Бессарабию в 1803 году, когда вошла в Европу. По Бухарестскому миру после одной из Русско-турецких войн в 1812 году Бессарабия была отнята от Турции и присоединена к России. В 1818 году создана Бессарабская область, которая потом была превращена в Бессарабскую губернию в рамках Российской империи. Государство же Румыния было создано в 1877 году, то есть когда была Бессарабия, никакой Румынии еще в помине не было, она появилась 60 с лишним лет после этого. Интересны данные российской переписи населения 1897 г. По этим данным 40–60 процентов жителей Бессарабии были молдаване, 20 процентов — украинцы, 8 процентов — русские, 11,8 процента — евреи. Кроме того, там жили болгары, немцы, гагаузы. Что интересно, среди горожан евреев было 37 процентов, русских — 24 процента, украинцев — 15,8 процента, а молдаван — 14,1 процента.
Можно представить, что это было за политическое образование в рамках Российской империи. Самая большая национальная группа в городах были евреи. Когда мы говорим о Бессарабии, это тоже надо учитывать. Во время гражданской войны и анархии в России румыны в ноябре 1918 года оккупировали Бессарабию и дошли до Днестра. Красная армия тогда была слаба и занималась другими делами — Колчак, Деникин, Врангель. Так оно и осталось.
Советский Союз никогда не признавал аннексию Румынией Бессарабии. И ни одно государство в мире не признало румынскую анексию Бессарабии. После того как было подписано соглашение с Гитлером (пакт Молотова-Риббентропа), он сказал: «Бессарабия относится к сфере советских интересов». Тогда Советский Союз предъявил Румынии ультиматум, мол, вы в 18-м году кое-что у нас стащили, теперь мы решили взять это обратно. Румыны побежали к немцам. Германия ответила: «В случае военного конфликта между Россией и Румынией мы нейтральны, мы не вмешиваемся». Советский Союз начал мобилизацию войск. Группой войск должен был командовать Жуков. Румынскому правительству передали ультиматум, что советские войска готовы вторгнуться в Румынию. Оно его получило и вечером приняло мужественное решение уступить, не воевать. Когда Советский Союз просил Бессарабию, он сказал: «Отдайте также Буковину». Румыны в Первой мировой войне выступили на стороне Антанты, поэтому при разделе Австро-Венгерской империи Буковину передали Румынии. Советский Союз сказал, что Буковина населена больше украинцами и молдаванами, а румын там нет. Неважно где на каком языке говорят, но румыны точно знают, что они румыны, а молдаване знают, что они молдаване. Одновременно с этим все румынские нефтепромыслы были сданы в аннексию Германии, немцы оттуда качали нефть, и никто в это не вмешивался.
Еще одна вещь, которая связана с Румынией и Молдавией. Летом 1941 года советская власть начала депортировать нежелательные элементы с территории Молдавии. В ночь с 12 на 13 июня было депортировано 25 700 человек из намеченных 29 тысяч. В основном их вывозили в Казахстан, Коми, Красноярск, Новосибирскую, Омскую область. Это все были так называемые буржуазные элементы Молдавии. Их вывозили не по национальному, а по имущественному принципу, всех, кто принадлежал к буржазии. В отношении остальных наций — это не так важно, но евреям, которых вывезли, депортация спасла жизнь. Если посмотреть статистику, евреи составляли треть городского населения, а среди горожан они никогда не относились к самым бедным слоям. То есть примерно треть, если не больше, из тех, кого депортировали, были евреи.
Хотя Франция и Великобритания объявили войну 3 сентября, военные действия на Западном фронте затихли через неделю. Таким образом, 10 мая 1940 года во Франции на границе с Германией было сосредоточено 93 французских дивизий, 10 английских и одна польская — всего больше 100 дивизий. Во французской армии было всего 86 пехотных дивизий (более 2 миллионов человек), 3 тысячи 600 танков, 1 тысяча 700 пушек. Военно-воздушные силы имели 3 тысячи 300 самолетов плюс отдельные подразделения британских летчиков, плюс небольшие военно-воздушные силы в Бельгии, Нидерландах и проч.
В Германии на границе стояло 89 дивизий — меньше, чем у французов вместе с союзниками. 10 мая германские войска пересекли границы Нидерландов и Бельгии, но они не вели военных действий на немецко-французской границе. Они говорили: «Линию Мажино мы атаковать не будем». Они ее обошли и вторглись во Францию через Нидерланды, а в основном — через Бельгию. То есть 10 мая они вошли в Бельгию и Нидерланды, 13 мая пересекли границу Франции. Через 12 дней, 25 мая, главнокомандующий французскими вооруженными силами на заседании правительства предложил капитулировать. То есть самая сильная на то время армия в Европе, подкрепленная войсками Великобритании, капитулировала через 12 дней.
Дальше уже не так важно, что происходило. 14 июня немцы вошли в Париж, и только 17 июня правительство Франции обратилось к Германии с просьбой о перемирии. Оно было заключено 22 июня. Французская армия потеряла в результате боев 84 тысячи убитыми и более миллиона пленными. Немцы потеряли 45 тысяч человек. Среди пленных французов были и англичане, и поляки. Потом немцы оккупировали часть Франции, на юге Франции осталось французское правительство — это правительство Виши.
Небольшое замечание: правительство Виши депортировало 76 тысяч евреев во Францию, в лагеря смерти. Вот такое правительство. Я уж не говорю о тех, кого взяли на территориях, оккупированных Германией. Одного из чиновников французского правительства, который участвовал в депортации, звали Миттеран. Это будущий президент Франции. Но о своей работе в правительстве Виши он не распространялся, об этом вспомнили лишь после того, как Миттеран ушел с поста президента.
Всего в лагерях смерти погибло 150 тысяч французских евреев. А тысячи французов воевали в составе Вермахта. Там числилась практически вся французская армия. Кроме одного бригадного генерала де Голля, который уехал в Англию, и еще двух высших офицеров, весь французский генералитет воевал вместе с нацистами против Англии и Франции в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Даян, например, потерял глаз именно в боях с французами. Он был в разведывательном взводе, и французский снайпер попал ему в бинокль.
Как только началась война против Советского Союза, лидер одной из французских партий Жак Дорио предложил создать легион добровольцев для участия в этой войне. В общем, у немцев не было недостатка в добровольцах-французах. Они воевали и в рядах французских подразделений Вермахта, и в СС. Вся промышленность Франции начала работать на Германию. Французы регулярно поставляли в Германию рабочую силу, чтобы заменить немецких рабочих, ушедших на фронт. Кроме того, постоянно выплачивали сотни миллионов франков в качестве экономической помощи Германии, которая якобы отстаивает высшие моральные ценности Европы.
7 августа 1940 года де Голль получил согласие Черчилля на формирование на территории Англии добровольческих сил, во Франции тоже начали создавать подпольные организации. Всего во Франции к лету 1944 года в движении Сопротивления было порядка 250 тысяч человек. В Польше, для примера, в Армии Крайова было 350 тысяч человек и в Армии Людова порядка 30–40 тысяч человек. К тому же во французском движении Сопротивления основную часть составляли коммунисты, евреи и испанцы. Французы, так сказать, истинные французы, там были в меньшинстве. 75 тысяч французских коммунистов погибли от рук нацистов за участие в движении Сопротивления, привожу эту цифру, чтоб сопоставить масштаб сопротивления в Западной Европе. Так вот, когда Кейтель 8 мая увидел французского офицера, он удивился: «И эти тоже?»
Кроме Сербии, практически вся Европа работала на Германию. Сербия, единственная страна, которая не поставляла немцам ни солдат, ни оборудования, ни вооружения — ничего. Вот Швеция, к примеру, поставляла немцам все. И самое ценное — сталь. Из шведской стали делали немецкие танки. Если бы Швеция не поставляла Германии свою сталь, у немцев не было бы такого количества хороших танков.