- вступительные и членские взносы;
- предпринимательская деятельность партий;
- институциональные пожертвования;
- государственное финансирование;
- частное финансирование.
В наши дни хорошо известным является факт финансовой несамостоятельности партий. Это относится к партийным системам практически всех государств. Банкротство членских взносов как главного структурного составляющего партийных бюджетов объясняется повсеместной утратой политическими партиями массового характера и крайне малой величиной членских взносов, не обеспечивающих активную деятельность партий.
Включение государств в финансирование политических партий в западных странах произошло в 60-70-е годы ХХ в.
Первой страной, которая ввела в законодательном порядке государственное финансирование политических партий, была ФРГ.
Затем в 60-х годах оно было введено во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Дании и в 70-х годах - в Италии, Норвегии, Канаде и США.
В России государственное финансирование политических партий выражается существенно более низкой цифрой, чем в развитых странах.
Вместе с приходом государственного финансирования в политические партии начинается постепенная утрата ими независимости, а следовательно, способности полноценно и не искаженно выражать интересы тех слоев общества, которые они представляют. Хорошо известно, что финансовая поддержка и предоставление государством разного рода льгот и услуг для партий создает для государства возможность стать участником управления их деятельностью.
Еще большее влияние, нежели государственное финансирование политических партий, на статус последних как организаций, изначально декларирующих себя как структуры, представляющие и отстаивающие интересы определенных социальных слоев, оказывает влияние их финансирование различными спонсорами, как правило, крупными корпорациями. Реализация экономических интересов бизнеса во многом зависит от его поддержки политическими структурами. Для обеспечения этого один из надежных путей - финансирование политических партий.
Когда в июне 2003 г. Г.Селезнев (тогда еще на посту спикера Государственной Думы) выступил с предложением для прокуратуры и Счетной палаты "отследить феномен - откуда в России за 8-9 лет появились долларовые миллиардеры", то его резко не поддержали, выступили против все (кроме КПРФ) фракции. Нетрудно предположить, что это связано с финансовой зависимостью парламентских партий от крупных корпораций.
Таким образом, есть основание предполагать, что спонсирование политических партий является направлением влияния на них, которое, возможно, в самой существенной мере способствует утрате ими статуса общественных, автономных, независимых организаций, представляющих интересы народа во властных структурах.
(http://www.observer.materik.ru/observer ... 4/4_12.htm)
Глава VII. Государственное финансирование политических партий
(Выдержки из Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", с изменениями и дополнениями):
5. Политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев:
а) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
в) если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
6. Государственное финансирование политических партий, принимавших участие в выборах и подпадающих под действие пункта 5 настоящей статьи, осуществляется:
а) по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - ежегодно в размере ста десяти рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией;
б) по результатам выборов Президента Российской Федерации - единовременно в размере двадцати рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных выдвинутым политической партией зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации.
Как видим из изложенного граждане России своими налогами содержат только одну оппозиционную партию – КПРФ.
А откуда финансуруются все остальные, которые провозглашают себя радетелями за народ?
С этим надо бы разобраться, поскольку «Кто платит девочку, тот ее и танцует».
Если партии, представляющие интересы отечественного капитала, вполне легально отечественный капитал может и финансировать, то кто финансирует партии, находящиеся в оппозиции как отечественному капиталу, в частности, так и, в целом, Российской государственной власти?
С так называемой несистемной либеральной оппозицией вроде бы все понятно, похоже (?), там ноги растут из-за океана.
А откуда растут ноги у лево-радикальных «защитников» трудового народа, так называемых истинных марксистов-ленинцев, может тоже оттуда?
В старые добрые времена они самофинасировались, в основном, за счет экспроприации эксапроприаторов. И без серъезного финансирования марксисткие кружки так и остались бы кружками, но не партией, организовавшей и проведшей революцию.
Или современные марксисты-ленинцы ни на что не претендуют и их устраивает роль интернет-клубов, не стремящихся к политической власти?