Обеденный час на пароходе девятнадцатого века на довоенном кастовом Юге проходил следующим образом: по первому звонку вместе с капитаном для трапезы усаживались белые пассажиры. Когда они закончили, звенел второй звонок для белых членов экипажа – инженеров, рулевого, слуг. Только после того, как все белые люди на борту, любого класса и статуса, завершат свою трапезу, звенел третий звонок, и разрешали есть черным членам экипажа, рабам или свободным.
Однако возникала проблема, если среди них оказывались свободные чернокожие пассажиры. Свободные черные платили за проезд и по документам находились в той же категории, что и белые пассажиры. Скорее всего, они принадлежали к среднему классу, но имело значение то, что они принадлежали к низшей касте. Исторически сложилось так, что каста важнее класса.
Для черных и белых было табу сидеть, стоять или есть в одном помещении в одно и то же время или даже пользоваться одной и той же посудой. Таким образом, они не могли есть со своими белыми коллегами или даже с белыми членами экипажа, которые предположительно были ниже по классу, чем они.
Но дело было не только в этом. Свободные чернокожие были оскорблением кастовой системе, как бы провоцируя нарушение ее границ. Самим своим существованием, перемещаясь на равных с доминирующей кастой, имея средства для входа в пространства, считающиеся прерогативой лучших, и будучи достаточно изобретательными, чтобы обрести свободу и пользоваться ею, они ставили под сомнение всю кастовую систему убеждений. Если люди из низшей касты обладали способностью быть равными, то почему их порабощали? Если они были достаточно умны, чтобы делать что-то другое, кроме сбора хлопка или мытья полов, то почему тогда они собирали хлопок и мыли полы? Эти мысли возмущали ум, и поэтому их изгоняли.
После того как ужин был убран, а все остальные на борту поели и разошлись по своим каютам или постам, небольшой группе черных пассажиров, в данном случае представленной только женщинами, разрешили есть в кладовой, «стоя за столом прислуги».
С самого почина кастовой системы в Америке люди из низшей касты, которым удавалось каким-то образом подняться выше своего положения, становились ударными войсками на передовой иерархии. Люди, которые появляются в местах или на позициях, где их не ждут, могут стать пехотинцами в борьбе за уважение и признание в битве, которая, как они надеялись, давно закончилась.
Общественные транспортные средства и места для отдыха становились местом кастовой конфронтации именно потому, что они объединяют в ограниченном пространстве, на ограниченное время и с конкретной целью группы, которые исторически держались отдельно. Они становятся пробниками кастового взаимодействия с его писаными и неписаными кодами, невысказанными, но понятными правилами поведения.
В 2015 году члены книжного клуба чернокожих женщин ехали на поезде в винный тур по долине Напа. Они смеялись и болтали, как и другие туристы, что неудивительно, учитывая цели тура и градус алкоголя в крови. Но, казалось, только они привлекли внимание метрдотеля. «Когда вы смеетесь, – сказал им метрдотель, – я вижу это на лицах [других] пассажиров». Вскоре поезд остановился, и черных женщин, из которых некоторые были уже в пожилом возрасте, приняла на перроне полиция, «как будто они совершили преступление», – говорили позже.
В 2018 году владелец гольф-клуба Пенсильвании приказал темнокожим женщинам покинуть клуб и вызвал полицию после того, как белые игроки в гольф пожаловались на то, что они недостаточно быстро покидают поле. Женщины указали, что являются опытными игроками, знакомыми с протоколами игры, и сказали, что двигались, соблюдая временной интервал с группами позади и впереди них. Они сказали, что отметили, что мужчины позади них находились на перерыве и не были готовы к игре. Прибыв на место происшествия, полиция определила, что никаких обвинений не было. Но женщины сказали, что конфронтация довела их до крайности, и ушли, чтобы избежать дальнейшего унижения.
В 2017 году американского пассажира вьетнамского происхождения силой вывели из самолета «Юнайтед Эрлайнс» в Чикаго, в процессе он получил травмы головы и потерял несколько зубов. Авиакомпания обнаружила, что выдала избыточное количество билетов на рейс, и ни один пассажир не воспользовался предложениями авиакомпании о компенсации в обмен на отказ от своих мест. Авиакомпания произвольно выбрала четырех пассажиров для вывода из самолета.
Первые три пассажира покинули самолет без происшествий, но американец вьетнамского происхождения, врач по имени Дэвид Дао, сказал, что ему срочно нужно вернуться к своим пациентам. Он сказал, что заплатил за проезд и не должен уступать свое место. Авиакомпания вызвала охрану, чтобы забрать его, и его тащили за ноги на глазах у ошеломленных пассажиров. Записанный на видео, которое быстро стало вирусным, инцидент вызвал возмущение по всей стране и в Азии.
Дао сказал, что он был убежден, что его этническая принадлежность была фактором в таком обращении с ним, что этого не случилось бы с белым мужчиной его или любого другого роста. По его словам, это оказалось для него более ужасным испытанием, чем бегство из Вьетнама. Даже три года спустя, снова посмотрев видео с насильственным выводом, он сказал «Эй-би-си Ньюз»: «Я просто плакал».