Я сказал, что лучший политический строй это независимые национальные государства. Моя позиция сходна с точкой зрения Милля, считавшего независимость национальных государств очевидным благом и призывавшего, где это возможно, создавать такие государства. Подобная позиция, однако, не требует применения всеобщего права на национальную независимость и самоопределение ко всем подряд народам, как предлагал Вудро Вильсон. Возможно, и нет такого права. Позволю себе здесь объяснить, почему это так, и что это значит при выработке внешней политики и построении структуры национальных государств.
Значительная часть современного политического дискурса содержит рассуждения о всевозможных естественных и универсальных правах, которые отдельные индивиды и коллективы, якобы, имеют. При этом легко можно перейти от признания того, что некая вещь является благом, к утверждению, что все люди или нации имеют "право" на это благо.
В действительности не всё, что хорошо может быть предоставлено каждому: бывает, что когда какое-то благо оказывается доступным одному человеку, то это исключает возможность его получения другим. Или предоставление этого блага одному сразу лишает других определенных благ; или его доступность сегодня приводит к серьезнейшему ухудшению условий завтра; и т. п. Это означает, что то, какие вещи могут быть предоставлены, является вопросом практики, который в реальных обществах можно определить лишь методом проб и ошибок.
Истинные права налагают на окружающих обязательства и не могут быть вычислены без учета реальных ограничений. Например, можно заявить, что политический режим хорош, если при нем люди не страдают от голода и защищены от военного насилия. Однако признание этих вещей политическим благом не эквивалентно признанию права на них. Обязательство предотвратить любой случай голода можно осуществить только в обществе, обладающем экономическими и материальными ресурсами для этой миссии; точно так же, как право не воевать может существовать только в обществе, чья армия достаточно сильна, а соседи миролюбивы, дабы гарантировать такое. То же самое можно сказать и о многих иных универсальных правах, провозглашенных за последние два столетия, без учета того, существуют ли возможности их предоставить. Трудно понять, как можно просто перечислять желаемое, но ничем не обеспеченное, называя это правом, то есть ответственностью, налагаемой на других.
Так обстоит дело и с предложенным универсальным правом на национальную независимость. Да, лучшее известное нам политическое устройство это система независимых национальных государств. Однако это не означает, что каждая нация обладает правом на независимость. Предлагая, чтобы национальные чаяния уважались, и чтобы ни один народ не был управляем против его воли, Вудро Вильсон выразил, что на его взгляд является наилучшим. Но он также утверждал право народов не управляться против их воли, а, следовательно, утверждал обязательства, которые другие должны нести, гарантируя подобный результат. Объявить такие права и подобные гарантии можно в мире, где четко определено, что является нацией, которой полагается независимость; в мире, где есть достаточные ресурсы для обеспечения независимого национального государства, где бы оно ни находилось, если нация такие претензии выдвинет. Но мир не столь однозначен. Нет и отдаленно достаточных ресурсов для предоставления такого универсального права в каждом случае, когда правдоподобное требование подано.
Сначала рассмотрим вопрос о том, что можно определить как нацию.
Сегодня в мире проживают тысячи народов, не имеющих своих государств. В одной только Индии говорят на 1700 совершенно разных языках; еще на 1500 говорят в Африке, на 700 - в Индонезии, и еще на многих иных во всем мире. На каждом таком языке говорит отдельная нация или племя, имеющая собственное культурное наследие, что при определенных обстоятельствах делает ее кандидатом на независимость.
Однако даже это огромное количество народов, которое можно предполагать, взглянув на лингвистические диаграммы, не обрисовывает нам проблему полностью. Дело в том, что невозможно провести нижнюю границу под тем, что с полным основанием можно назвать нацией. Каждую нацию можно свести к ее племенам, а каждое племя - к его кланам; каждый со своим собственным диалектом, своим уникальным религиозным и культурным наследием и своей собственной историей. И каждый из них при определенных обстоятельствах потребует своего права на независимость и самоопределение. Но ситуация, в которой каждое племя и клан отстаивает свою независимость, заявляя о праве на самоуправление, праве на проведение собственной внешней политике и праве на объявление войны, это именно то, что мы называем кланово-племенным строем.
Строй национальных государств, по определению, отличается от племенного или феодального строя тем, что подразумевает взаимное объединение многих племен и кланов, отказавшихся от гипотетического права на самостоятельные управление, внешнюю политику и ведение войны, с целью образования более крупных независимых национальных государств, чьи племена внутри живут в мире. Принцип коллективного самоопределения, если он трансформируется во всеобщее право на независимость для каждого племени и клана, является полной противоположностью строя национальных государств. Подобный подход предвещает распад любого существующего национального государства в пользу все меньших национальных, племенных и клановых государств, ослабляющих принцип национальной независимости. В конечном итоге этот принцип демонтируется, и мы возвращаемся к анархическому кланово-племенному строю.
Другими словами, пытаясь предоставить национальную независимость всем, в конечном итоге вы не предоставите ее никому. Подобно глупому королю, обнаружившему, что можно платить долги, непрерывно чеканя монеты, государственные деятели прошлого века обнаружили, что могут вершить добро, непрерывно чеканя независимые государства. Но независимость, как и валюта, быстро обесценивается, когда обращается в слишком большом количестве, становясь бесполезной.
В дополнение к тенденции "права" коллективного самоопределения раздроблять существующие государства, существует проблема ограниченных ресурсов. Для сохранения независимости национальное государство должно обладать не только внутренней сплоченностью, но также военной и экономической мощью для защиты территории, чтобы не быть аннексированным при первой же возможности враждебными державами или быть захваченным преступными или террористическими организациями. Там, где таких условий нет, независимого национального государства не будет, и нация или племя могут надеяться на мирную жизнь, только под крылом могущественного соседа, являясь протекторатом. Возможно, это не самое желаемое, но государство-протекторат или член федеративного государства с некоторой долей делегированных полномочий для большинства народов является наивысшей достижимой степенью коллективного самоопределения.
В этом контексте полезно поразмышлять о праве на национальное самоопределение, провозглашенное Конфедеративными Штатами Америки ("Южане") во время Гражданской войны. Те, кто верит, что американцы осуществили универсальное право любого народа на независимость, отделившись от Британии в 1776 г., с трудом могут объяснить, почему у Конфедерации не было такого права в 1861 г. Южные штаты можно считать племенем американской нации, имеющем отличительную общественную культуру, хотя и без отдельного языка и религии. Но примерно то же самое можно сказать об американских поселенцах, восставших против британского правления. Американская независимость казалась правдоподобным предприятием не столько из-за британского насилия, относительно легкого, сколько благодаря топографии: территорию отделял океан. Южные штаты не располагались по иную сторону океана, и Линкольн предвидел, что появление на юге независимой рабовладельческой нации гарантирует Соединенным Штатам столетия враждебного соперничества. Ему достаточно было вспомнить библейский рассказ о братоубийственных войнах между царствами Израиля и Иудеи, ослабивших оба государства и подготовивших почву для их разрушения, чтобы увидеть открывающееся перед ним будущее. И это будущее, а также зло рабовладения, которое вечно будет продолжаться в Америке, действительно оправдывало отказ в национальном самоопределении Конфедерации.
Таким образом, различие между независимостью Америки и независимостью Конфедерации следует искать не в том, как мы определим термин "нация", или в том, как мы сформулируем гипотетическое универсальное право на национальное самоопределение. Два этих случая различаются лишь балансом соображений "за" и "против" независимости, продиктованных благоразумием и моралью.
То же верно и для всех прочих случаев. После Первой Мировой войны политика Версаля по разделу Австро-Венгрии на ряд национальных государств была (после распада России) открытым приглашением к германской экспансии на юг и на восток. Сам же Вильсон подозревал, что Германия ищет для себя "господствующее место" среди мировых народов, и тем не менее, послевоенное урегулирование вместо учета того, что может произойти, заботилось больше о соблюдении принципа национального самоопределения для всех народов, как сильных, так и слабых. Эта политика резко укрепила позиции Германии на востоке, проложив путь к разрушению двадцать лет спустя каждой из этих стран по очереди.
Аналогично, поддержка Эйзенхауэром арабского национализма на Ближнем Востоке помогла разрушить остатки Британской империи, уничтожив тем самым одного из самых верных и надежных союзников Америки в борьбе против Советского коммунизма. И эта же поддержка арабского национального самоопределения в Египте породила агрессивную диктатуру Гамаля Абдель Насера, отплатившего Америке переводом Египта в орбиту советской империи.
Эти примеры не являются аргументами против чешской или египетской независимости. Они лишь проливают свет на то, как принцип национальной независимости, применяемый без учета других факторов, может привести к собственному отрицанию и к угнетению народов с той же легкостью, что и к их свободе.
Два дополнительных примера отражают то, как в международных делах принцип национального самоопределения создает баланс сил с аргументами разумной осторожности.
Как известно, многие британские и американские государственные деятели долгое время выступали против создания еврейского государства на Ближнем Востоке, утверждая, что урон, наносимый отчуждением арабов и мусульман, перевешивает моральные претензии евреев на национальное самоопределение. Однако в глазах многих этот баланс соображений изменился после Холокоста, максимально ясно продемонстрировавшего еврейские моральные доводы, а также после военных побед евреев, подтвердивших мысль, что они, действительно, могут создать жизнеспособное государство, в случае заграничной поддержки.
Точно также, в случае курдов аргументация против их национальной независимости связана с опасением отчуждения Турции, и это несмотря на долгую историю убийств и угнетения курдов со стороны Турции. И здесь успехи курдов на полях сражений и продемонстрированная ими способность внести вклад в американскую войну против радикальных исламских движений укрепили доводы в пользу курдского государства - доводы, казавшиеся неубедительными для большинства правительств, пока касались лишь моральных принципов.
Очевидно, что универсального права на национальную независимость и самоопределение не существует. Следует ли поддерживать стремлении данного народа к независимости, есть решение, которое необходимо принимать с учетом ряда факторов, включая потребность этого для народа; степень его внутренней сплоченности, военные и экономические ресурсы, которые он может задействовать; а также, в случае создания независимого национального государства, способность этого народа принести пользу или представлять угрозу интересам и благополучию других наций.
Подобный баланс резонов подразумевает теорию международных отношений, сильно отличающуюся от "идеализма" Вильсона, предполагавшего, что основной задачей международного порядка является установление и обеспечение универсальной правовой основы, которая бы руководила политическими отношениями согласно универсальным правам. В отсутствие имперского государства, способного предоставлять права нациям и обладать военной мощью, необходимой для обеспечения соблюдения этих прав, все подобные разговоры об универсальных правах наций бессмысленны и затуманивают мышление государственных деятелей не только в отношении того, что может быть достигнуто, но и даже более, в отношении того, чего им следует добиваться.