А. АйлислиЯ родился в 1937 году и хорошо знаю, что творилось тогда. Мне кажется, в моем случае сейчас происходит то же самое.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев 7 февраля, особо следует отметить, в лучших традициях 30-х годов прошлого столетия, т.е.,
, подписал распоряжение о лишении Акрама Айлисли (Акрама Наджаф оглу Наибова), автора нашумевшего романа «Каменные сны», звания «Народный писатель» и персональной пенсии Президента Азербайджанской Республики.«учитывая многочисленные обращения государственных структур, общественных образований и граждан»
Акрам Айлисли,
, - говорится в распоряжении президента.«удостоенный государственных наград в годы независимости Азербайджанской Республики, злоупотребляя высоким доверием к нему народа, в своем последнем произведении в неподобающей званию азербайджанского писателя форме исказил реалии, связанные с историей Азербайджана. В этом произведении, написанном в чуждом духу нашего народа стиле, автором, пытающимся сформировать антигуманный образ азербайджанского народа и необоснованно обвиняющим его в деяниях, противоречащих системе общечеловеческих ценностей, искажается суть армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, очернено наше далекое и близкое историческое прошлое, оскорблено достоинство более одного миллиона наших соотечественников, изгнанных в результате конфликта из родных очагов»
Сразу вслед за этим А. Айлисли был лишен членства в Союзе Писателей Азербайджана (СПА).
, - указывается в распространенном пресс-релизе СПА.«Акрам Айлисли много раз говорил, что он был членом Союза писателей Азербайджана до 1991 года, и он не участвовал в наших мероприятиях. Он всегда занимался против нас провокациями и клеветами. Союз Писателей всегда терпел это. Но сейчас мы заявляем, что он больше не член Союза Писателей Азербайджана»
Акрам Айлисли — Народный писатель и заслуженный деятель искусств Азербайджана, кавалер высшего ордена страны «Истиглал» (2002) и ордена «Шохрат» за выдающиеся заслуги перед азербайджанской литературой. Родился в 1937 году в селе Айлис Ордубадского района АР. Он один из самых известных представителей так называемого «поколения 60-х» прошлого столетия. Всесоюзную известность принесла ему в свое время трилогия «Люди и деревья», которая была напечатана на всех языках республик СССР и стран Восточной Европы. Произведения А. Айлисли переведены на английский, французский, немецкий, испанский языки. Автор пьес, поставленных на сценах многих театров Азербайджана, сценарист нескольких фильмов, а также переводчик, сделавший достоянием азербайджанских читателей произведения Тургенева, Короленко, Чехова, Паустовского, Белля, Шукшина, Айтматова, Маркеса, Рушди. Широкой популярностью в стране пользуются сейчас его мемуары «От Айлиса до Айлиса».
Как известно, роман-реквием «Каменные сны», публикация которого вменяется Акраму Айлисли в вину, на самом деле был написан еще в 2006-2007 гг. Два года назад он уже был издан в сборнике писателя под названием «Последняя пробка». Но почему-то именно сейчас, когда волна народного протеста против власти клана алиевых достигла своего пика, свидетельством чему являются акции протеста, охватившие многие населенные пункты страны, этот роман был переиздан в декабрьском номере московского журнала «Дружба народов». Кто стоит за этим? Кому это было выгодно? Увы, на эти вопросы сегодня ни у кого нет ответа…
Появление данного романа А. Айлисли является очень удачным подарком для самого Ильхама Алиева и его команды. Мало того, если даже его и не было, пришлось бы что-нибудь подобное придумать самой власти. Дело в том, что пантюркизм в руках алиевского клана, по сути, является удобным идеологическим оружием для зомбирования, одурманивания, оболванивания тюркоязычного населения страны, которое благодаря идеологическим манипуляциям алиевского клана давно уже превратилось в посмешище в глазах мирового, в первую очередь, ученого сообщества. Зная болезненное состояние своих граждан, руководство АР в самые кризисные периоды своего правления пользуется пантюркизмом в целях отвода глаз от насущных проблем населения и страны в целом. В такие моменты оно умело манипулирует сознанием населения, путем пробуждения у него националистических чувств перед внешними или же внутренними вызовами, чем и добивается консолидации всех сил внутри страны в определенном временном отрезке.
Власти должны были даже поблагодарить Акрама Айлисли, который сознательно или нет, но преподнес им такой подарок судьбы! Неслучайно власти стараются путем атаки на известного писателя в очередной раз отвлечь внимание жителей страны от огромных проблем, которые накопились во всех сферах общественно-политической и экономической жизни за годы правления алиевых.
1 февраля началась весенняя сессия Милли-меджлиса Азербайджанской республики. В условиях все больше усиливающегося напряжения в стране, на фоне возрастающего с каждым днем недовольства населения своим нищенским положением, всепоглащающей коррупцией во всех эшелонах власти, бесчинством чиновников, невниманием политического руководства к решению насущных проблем граждан, которое выливается в многочисленные акции протеста в различных регионах и населенных пунктах, что, по мнению многих наблюдателей внутри страны и за ее пределами, ведет к всеобщему хаосу и полному развалу государства, депутаты в буквальном смысле слова обрушились с критикой на писателя, обвиняя его в предательстве интересов Азербайджана и его народа.
Одновременно на организованной молодежным общественным объединением беженцев и вынужденных переселенцев акции были озвучены лозунги «Убирайся из страны», «Почему повелся на армян?!», «Армянин Акрам, уезжай из страны!» и т. д. Участники акции сожгли фотографии А. Айлисли и плакаты, на которых было написано название романа.
Не отставали от них и представители прочих националистический партий и движений.
Так что же написал А. Айлисли в своем романе, что довел до сумасшествия (и скрытой радости) команду Ильхама Алиева?
«Роман-реквием Акрама Айлисли «Каменные сны» — не просто художественный текст, это исключительно смелый поступок писателя — истинного патриота, ради чести и достоинства своего народа не страшащегося говорить горькую правду. Сказанная соотечественником, в чьей любви к отчизне никто не усомнится, она особенно нужна и полезна. Полезна всем — русским, армянам, грузинам, сербам и албанцам, арабам и израильтянам — всем, мучительно ищущим общий язык». «С обеих сторон должно идти покаяние, и с обеих сторон люди должны переступать в себе через ненависть. Это — главная, кровоточащая тема романа Айлисли, — пишет Лев Аннинский в своей рецензии (см. «ДН», 2011, № 12). … Есть ли конец у этой беды? Нельзя ли жить, не смешиваясь, не соприкасаясь, не контактируя на этих райских клочках земли, среди гор, населенных шакалами и змеями? Нельзя. Диффузия неизбежна. Из-за любви, кроме которой ничего не захотят знать молодые люди с обеих сторон. Из-за полукровок, рождающихся от этой любви. Из-за общего ощущения, что народам друг от друга никуда не деться, не скрыться, не спрятаться. … Что делать писателю, не умеющему ни молчать, ни понижать голос? А то и делать, что делает Акрам Айлисли, вставший поперек ненависти».
– сказал Айлисли. Он не исключил актов насилия против себя или членов его семьи. Он также считает, что давление на него оказывается и в связи с его членством в Форуме интеллигенции Азербайджана. Поэтому, он не исключает, что кампания травли будет направлена и против Форума интеллигенции в целом.«Дело в том, что у нас еще не могут воспринимать литературное произведение и на роман выдвигают политические обвинения. Роман – это произведение литературное и цивилизованному народу не подобает искать криминал в художественном произведении»,
По словам писателя, он вовсе не рассчитывал на подобную реакцию правящих сил на свое новое произведение.
«Это своеобразный мессидж армянам с моей стороны. Я лишь хотел сказать, донести до них, что не все еще потеряно. Чтобы они поняли, что мы все еще считаем Нагорный Карабах частью своей родины, и считаем карабахских армян нашими гражданами. Мы обязаны говорить им об этом открыто, должны убедить их, что мы сможем жить с ними вместе в одной стране. Только после этого можно найти какое-то мирное решение карабахского конфликта»
А. Айлисли признает, что его цель была доказать всему миру, а главное – собственному народу ошибочность, а может даже преступность политики руководства АР в вопросах взаимоотношений с армянами.
«Наши обычные граждане говорят, что мы можем жить вместе с армянами. В то же время официальные власти пропагандируют ненависть. Этот роман - против официальной политики, которая устраивает гонения на мои творческие позиции на сближение наших народов. Они делают не то, что должно было бы. Они не хотят простить мне этого… Я защищаюсь, как могу. Есть понимающие люди, которые тоже защищают меня. Но власти хотят сделать все для того, чтобы эти люди не защищали меня, чтобы я жил в пустыне, а не в обществе».
Своим известным распоряжением президент АР И. Алиев лишний раз доказал, что, во-первых, он не является никаким «интеллигентным и образованным человеком», а является самым обычным диктатором, кто старается путем подавления всяких проявлений свободы, в том числе слова, в стране, сохранить свою антинародную власть, во-вторых, он наказывает человека-писателя, кто решил покончить с угрызениями совести и в год своего 75-летие покаяться от имени всех своих соплеменников перед Всевышним за содеянное ими в отношении своих близких соседей. В этом смысле, распоряжение И. Алиева о лишении А. Айлисли (Акрама Наджаф оглу Наибова) звания «Народный писатель» и персональной пенсии президента Азербайджанской Республики можно оценить как наказание за покаяние.
Наконец, можно предположить, что И. Алиев своими репрессивными мерами вряд ли сумеет предотвратить назревающую революцию в стране. Как говорится, джин уже выпущен из бутылки! Судя по суетливым действиям Ильхама Алиева по «закручиванию гаек», он не имеет в своем арсенале тех «волшебных слов», с помощью которых можно было бы вернуть этого джина в бутылку